Влияние современных гаджетов на детей (плюсы и минусы). Влияние гаджетов на детей Влияние гаджетов на современного человека

По данным ВОЗ, около 1,8 миллиарда людей во всем мире пользуются смартфонами каждый день. Так, по проведенным исследованиям известно, что средний пользователь проверяет свой смартфон около 150 раз в день, пишет kp.by.

Как же влияют гаджеты на психику и состояние организма человека?

1. Страдает спина

Большое количество времени владельцы смартфонов проводят, общаясь в WhatsApp, печатая СМС, проверяя сообщения или играя. По сообщениям британской ассоциации хиропрактики (вид мануальной терапии), это привело к резкому увеличению количества молодежи с проблемами спины.

Примерно половина подростков жалуются на боли в спине и шее, из-за постоянно склоненной позы над своими гаджетами.

Хиропрактик Тим Хитчвел сообщил, лишь за последний год число молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет с патологиями спины выросло на 60%.

Вы сидите, полусогнувшись, и в этот момент давление на ваши межпозвонковые диски в два раза выше, чем в обычном положении, - отмечает Хитчвел.

2. Водители с гаджетами подобны пьяным

Исследования ученых Университета Карнеги-Меллона показали, что у водителей, ведущих разговор по смартфону, на 37% понижается активность мозга.

А профессор психологии Марсель Жюст заявляет, что разговор по гаджету, во время управления машиной, вынуждает водителя делать те же ошибки, что делают люди под воздействием алкоголя. Причем, это относится и к пешеходам.

3. Повышается тревожность

Как ни странно, но новые коммуникационные устройства порождают у людей чувство одиночества и изолированности. В Вашингтонском фонде Генри Кайзера определили, что молодые люди, каждый день тратят 10-11 часов, глядя на свои телефоны, ожидая сообщения от друзей, и их отсутствие вызывает беспокойство и чувство, что его все игнорируют.

4. Ожирение

Доктор Джонатан Дюринг, пресс-секретарь Королевского колледжа хирургов Эдинбурга, считает, что снижение физической активности ведет к росту случаев ожирения и является четвертой по значимости причиной смертности во всем мире.

Отсутствие движения приводит к ожирению, а это означает, увеличение риска сердечно-сосудистых заболеваний. Причем их не только легче будет получить, но и тяжелее потом будет с ними бороться, - подчеркивает он.

5. Депрессия

Детский психотерапевт Джули Линн Эванс говорит, что 20 лет назад она сталкивалась с одной-двумя попытками детского самоубийства в год, а сейчас уже с четырьмя случаями в месяц.

Она считает, что рост числа депрессивных подростков, больных анорексией, молодежи с суицидальными мыслями напрямую связан с гаджетами, где «они свободно путешествуют в темном мире, который зачастую вовсе не предназначен для детей ».

6. Бессонница

Больше 60% молодежи от 18 до 21 года в постели читают или играют перед сном. Однако директор клиники исследования сна университета Логборо Кевина Моргана отмечает, что 2 часа чтения текста на смартфоне останавливают выработку мелатонина и появляется серьезная проблема со сном.

7. Снижение концентрации внимания

По исследованиям ученых из ассоциации психологов Америки известно, что смартфоны существенно ослабляют внимания человека. Просто присутствие смартфона рядом с человеком может сильно уменьшить его концентрированность на выполняемой работе.

В частности, задачи на внимание вместе с рядом лежащем телефоном решаются труднее. Человек постоянно отвлекается и смотрит, не пришло ли сообщения.

А так уж ли виноваты гаджеты, что мы чувствуем себя одинокими и покинутыми, что портим свое здоровье?

Может все-таки больше надо заниматься собой, детьми, и не пользоваться телефонами в ситуациях, которые требуют концентрации и смартфон превратится в нужный предмет, который облегчает жизнь.

Усольцева Д.Д. 1

Парамонова н.е. 1

1 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лицей №6 МБОУ «Лицей №6», г. Иваново

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

1.1.Актуальность изучения темы исследования

Неотъемлемой частью жизни современных подростков стали современные технологии, которые сопровождают нас везде: в школе, дома, на улице. Многие из нас уже не представляют своего существования без технических новинок современного мира - гаджетов, значение которых в нашей жизни может быть очень разным. Слово «гаджет» образовано от английского «gadget», переводится как «прибор, приспособление». Для подростков самое большое значение сейчас отводится Интернету и телефону, которые с одной стороны позволяют людям быть постоянно на связи и обеспечить себя современными знаниями, с другой это постоянное существования параллельного мира с множеством возможностей: общение, торговля, игра, развлечения. Ежедневно во всемирной паутине присутствует 59% населения России. Это примерно 53 миллиона человек или каждый второй житель нашей страны. Школьники совмещают реальный и виртуальный мир, причем с каждым годом число детей, проводящих в виртуальном мире все больше времени увеличивается. По данным Фонда развития Интернета (2014), в среднем 91% российских детей в возрасте от 10-17 лет, пользуются Интернетом и выходят в Сеть в любое время и в любом месте, где есть такая возможность. Время, проведенное в Интеренете, становится частью их распорядка дня и определяет для них новый стиль жизни. Объем информации, получаемой школьниками, не может не влиять психику и развитие личности детей. Интернет зависимость у подростков - распространенная проблема в современном мире. При всех полезных качествах компьютера - источник информации, фильмов, логические игры, головоломки, развитие коммуникативных навыков, способ найти новых друзей по всему миру, это источник опасности попасть в сети зависимости, так как именно подростки в силу возрастных особенностей, наиболее подвержены развитию психологических расстройств. Еще более серьезной проблемой является зависимость подростков от сотового телефона, потому что телефон можно взять с собой везде и всегда без ограничений во времени и пространстве. Школьники утопают в «мобильном виртуальном мире», не замечая никого вокруг себя. Различные гаджеты прочно вошли в нашу повседневную жизнь и мы не представляем своей жизни без них, поэтому актуальность моей работы состоит в оценке зависимости школьников от современных гаджетов на территории нашей школы. Так как наблюдая за своими одноклассниками во время уроков и на переменах, общаясь с друзьями, я заметила, что ребята не отрываются от своих гаджетов: смартфонов, планшетов, телефонов, практически сводя к нулю общение реальное. Я думаю, что эта привязанность может перерасти в зависимость, а для некоторых моих знакомых этот диагноз уже реальность. Важно определить причины этой зависимости. Это может быть боязнь реального общения, семейные проблемы, отсутствие положительных эмоций, проблемы общения со сверстниками, одиночество или чрезмерная опека близких.

1.2.Цель и задачи работы

Цель: определить степень зависимости обучающихся школы от использования современных гаджетов

Задачи исследования:

    Изучить литературу по теме исследования

    Провести анкетирование среди обучающихся школы на гаджет - зависимость и провести анализ полученных результатов

    Представить результаты исследования на педагогическом совете в школе и общешкольном родительском собрании

Предмет исследования - зависимость обучающихся от использования гаджетов

Объект исследования - обучающиеся МБОУ «Лицей №6»

Гипотеза проекта: Современные гаджеты негативно влияют на здоровье школьников.

1.3.Материалы и методика

Анкетирование проводилось среди всех школьников с 3-11 классы. Анкета разрабатывалась мною самостоятельно, затем анализировалась руководителем работы и школьным психологом. При работе были использованы следующие методы:

1. метод отбора и анализа литературы по заявленной проблеме;

2. метод анкетирования;

3. метод опроса;

4. метод сравнительного анализа;

5. метод математического моделирования.

Практическая значимость исследования заключается в наглядном обосновании значимой проблемы. Результаты исследования могут применяться для подготовки к родительским собраниям и классным часам.

2. Обзор литературы

Работая с учебником «Экология человека», я поняла, чем опасна зависимость для подростков от современных гаджетов. Прежде всего постоянное пользование гаджетами вызывает сильнейшее умственно - эмоциональное напряжение. Это может привести к развитию утомления, которое сопровождается чувством усталости. Утомление - это следствие напряжённой и длительной работы.

Снижение работоспособности и развитие утомления при умственном труде происходит постепенно. На первом этапе человек справляется с умственной нагрузкой и волевыми усилиями. Далее утомление нарастает.

Утомление, возникающее ежедневно, способно накапливаться и переходить в переутомление. В организме становятся заметны глубокие изменения. Происходит нарушение ритма сердечных сокращений и артериального давления, потеря аппетита. Как следствием из этого появляются раздражительность, капризность, беспричинные страхи, бессонница. Возникает стойкое снижение работоспособности и сопротивляемости организма. Затем может возникнуть стресс, который опасен для школьников тем, что не найдя выхода из состояния стресса, подросток может совершить попытку суицида. Учение о стрессе было создано канадским исследователем Гансом Селье. Он установил, что стрессовые факторы вызывают комплекс защитных реакция организма, протекающих в три стадии.

В первую стадию (стадию тревоги) происходит мобилизация всех защитных сил организма для противодействия стрессовому фактору.

На второй стадии (устойчивость) организм противостоит неблагоприятному и сильному фактору среды. Значительно ослабевает иммунитет.

Третья стадия (истощение) организм не в силах противостоять действующему фактору, и возникают различные болезни.

В Книге «Методическое пособие для работников системы общего образования». — М.: Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013, приведен список некоторых заболеваний, которые являются следствием гаджет - аддикции (зависимости).

Постоянное пользование гаджетами может привести и к ряду заболеваний:

    Фотоэпилепсия, которая возникает от частого мелькания экрана.

    Постоянное недосыпание быстро приводит к физическому и эмоциональному истощению, так как свечение экрана нарушает синтез гормона мелатонина и подростки перестают спать.

    Коньюктивиты

    Поражение нервных стволов правой руки, связанное с перенапряжением мышц

    Головные боли, «Номофобия»

    Киберболезнь и киберхондрия Как отмечают исследователи, несмотря на надуманность проблем, человек при киберхондрии переживает настоящие душевные и физические мучения, вплоть до страха смерти.

    «Эффект Google». Его смысл заключается в том, что человек уверен: любую информацию можно всегда легко найти в Интернете. По этой причине современному человеку знания просто не нужны. Такая убежденность особенно свойственна детям и подросткам. Мозг отказывается запоминать информацию, зная, что гораздо проще заново найти ее, чем потратить какие-то усилия.

    Синдром фантомного звонка. У человека появляются слуховые и моторные галлюцинации, ему часто кажется, что в его кармане звонит или вибрирует телефон, хотя на самом деле этого не происходит.

В учебнике Обществознание для 7 класса авторов А.И Кравченко и Е.А Певцовой 2012 года издания я выяснила, что подростками считают школьников11-15 лет. В психологии и педагогике принято считать это подростковым возрастом, что соответствует среднему школьному возрасту.

В книге Н.Э. Потемкиной «Особенности развития подросткового возраста», я узнала об особенностях развития подростков именно в момент переходного возраста. В период подросткового возраста возможны психологические отклонения, повышенная чувствительность и стресс. Не многие могут сдерживать свои эмоции. Как может быть связан переходный возраст с современными гаджетами? Развитие подростков нестабильно, они хотят казаться взрослыми и самостоятельными. Несомненно, виртуальные сети являются большим прогрессом в современном мире. Благодаря интернету мы можем общаться с людьми, которые проживают за океаном и находятся в тысячах километрах от нас. В сетях мы находим старых друзей, родственников и коллег по работе, а также обретаем новых. Все, наверное, замечали, что в конце встречи с каким-либо человеком мы просим не номер телефона, а ник на сайте, чтобы продолжить общение в виртуале. Главный парадокс соц. сетей — он сближает людей, находящихся далеко, но отдаляет от тех, кто находится рядом с нами. Соц. сети став прогрессом для общества в целом, стали регрессом для отдельного человека. Даже проживая в одном городе, на одной улице, нам куда проще отправить сообщение, чем встретиться с близким человеком. Настоящие чувства и эмоции превратились в смайлы. Отдельной темой являются игры в сетях. Они делают из людей настоящих зомби. Это необъяснимые явления — геймер из Японии вступил в брак с героем виртуальной игры, а девушка из Британии собиралась выйти замуж за ноутбук.

Мнения по поводу виртуальных сетей различны: одни считают их большим шагом вперед к новым технологиям и разработкам, другие думают, что люди из-за соц. сетей народ перестает правильно рассуждать, красиво говорить; исчезает ощущение реальности, таким образом, люди стараются уйти от разнообразных проблем и обязанностей. Исследователи выявили, что роль сетей особо велика в жизни молодого поколения, практически 75% опрошенных имеют аккаунты в сетях при этом, не считая себя от них зависимыми. Сети губят нас, отбирают время, которое мы могли бы потратить на более увлекательные занятия. На примере зависимости людей от гаджетов рассмотрим любимую игру среди подростков и молодёжи Minecraft. На данный момент появились интересные жанры Ати - грифер шоу. На сервере у каждого есть своя территория - прива, НО как такового может не оказаться. Тогда простые новички просятся к кому-либо «Жить». Гриферы - люди, втирающиеся в доверие и ворующие предметы другого человека. Ютуберы - миллионники создают свои сервера на Minecraft, после чего просят у кого-либо «приютить их». После данного процесса они начинают над ними смеяться, сами отбирают вещи, ломают дома, а после чего банят человека, т.к гриферство запрещено. Как чаще это бывает, на тот момент оба собеседника находятся в контакте, т.е они общаются, по Skype, к примеру. Данные сцены приводят к истерикам, суициду, что доказывает негативное влияние на подростков гаджетов. В книге «Современные гаджеты и их влияние на детей», И.А Жуковой приводятся данные ЮНЕСКО, что 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристаёт с вопросами, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Я надеюсь, что результаты моего исследования помогут мне и моим друзьям ответить на вопрос: как же влияют современные гаджеты на нашу жизнь и наше здоровье.

3.Результаты практических исследований

Рисунок №1

Как видно из диаграммы, практически все респонденты имеют телефоны, компьютеры, телевизоры, меньшая часть опрошенных школьников имеет планшеты.

Рисунок №2 Как вы используйте свой телефон?

Как видно из анализа диаграммы, телефон большая часть респондентов использует для разговоров и игр. Каждый четвертый респондент играет в телефоне и, как показывают мои наблюдения, многие это делают и во время уроков.

Рисунок №3 Как вы используйте свой компьютер (планшет)?

Как видно из анализа диаграммы, большинство школьников используют домашние компьютеры для поиска учебной информации, для игр, для общения в социальных сетях. Я думаю, что время, проведенное за компьютером, контролируют родители.

Рисунок №4

Сколько времени Вы смотрите телевизор?

Каждый пятый респондент ответил, что не смотрит телевизор, скорее всего потому, что может смотреть любимые передачи и фильмы, пользуясь телефоном или компьютером. Две трети респондентов уделяют просмотру телевизионных передач от 2-3 часов времени.

Рисунок №5

Сколько времени вы уделяете учебным занятиям?

Как видно из диаграммы, учебным занятиям школьники уделяют разное время. 40 человек занимаются явно недостаточно, от 30 минут до 1 часа. От одного до двух часов учат уроки каждый 5 респондент, половина респондентов занимаются от 2 часов и больше.

Рисунок №6

Сколько времени вы тратите на помощь родителям в домашних делах?

Анализируя данные диаграммы, можно сделать вывод, что практически все респонденты помогают дома родителям справляться с домашними делами.

Рисунок №7

Сколько времени вы читаете?

Из данных диаграммы видно, что половина респондентов читают явно недостаточно. Почти каждый пятый читает менее 30 минут в день или до 1 часа. За это время невозможно даже прочитать материал, заданный на дом по устным предметам, для художественной литературы время уже не выделяется. Хорошо, что большая часть респондентов читают много, от 2 часов в день и более.

Рисунок №8

Во сколько вы ложитесь спать?

Можно сделать вывод, что большая часть школьников явно не высыпается. Так как ложатся спать в 23 часа и позже. Подростки, которые спят менее 7 часов, потом быстрее утомляются, испытывают затруднения в усвоении учебного материала, раздражаются.

Рисунок №9

Сколько времени длится ваш сон?

Анализируя данные диаграммы, можно сделать вывод, что только одна четвертая часть респондентов спит 8-10 часов в сутки, то есть норму. А вот группу риска составляют ребята, чей сон длится менее 6 часов. Эти данные можно подтвердить моими наблюдениями за присутствием в социальных сетях моих друзей. Я вела наблюдения в 2 часа ночи в течение 7 дней. Результаты получила следующие:

Рисунок №10

Как видно из данных таблицы, ночью ребята активно общаются в социальных сетях вместо того, что бы спать.

Рисунок №11

Сколько времени вы проводите на свежем воздухе?

На свежем воздухе достаточно времени проводят только 300 респондентов. 50 человек на свежем воздухе бывают только когда идут в школу и из школы, остальные гуляют от 1 -3 часов.

Рисунок №12

Считаете ли свой режим дня правильным, способствующим сохранению здоровья?

Большинство респондентов даже не задумываются способствует ли их режим дня сохранению здоровья. Только каждый десятый школьник считает режим дня правильным, а каждый пятый понимает, что причиняет вред своему здоровью.

Рисунок №13

Бывают ли у Вас:

Как видно из анализа диаграммы, многие ребята страдают головными болями, каждый пятый испытывает усталость, тревогу, нежелание идти в школу, общаться с друзьями, апатию. Шестьдесят человек указали, что бывает внезапная агрессия, беспричинная тревога, что указывает на то, у данных подростков формируется депрессивное состояние, которое опасно не только для их здоровья, но и для жизни.

Рисунок №14

Распределите приведенные выше симптомы по следующим столбикам:

Респонденты указали, что у 230 человек головные боли бывают часто, а 170 написали, что у них постоянная усталость и сонливость. Только 10 человек ответили, что у них не бывает головной боли, усталости и сонливости. Таким образом, 400 человек из 500 опрошенных уже имеют нарушения здоровья.

Рисунок №15

Приводит ли Ваша информационная загруженность к конфликтам с родителями, педагогами?

Практически каждый второй школьник ответили, что информационная загруженность приводит к конфликтам с родителями и педагогами (200 человек-каждый день, 150 человек - достаточно часто, 70 человек указали, что бывают). И только 80 респондентов ответили, конфликтов не бывает или они бывают достаточно редко.

Рисунок №16

Влияет ли ваша информационная загруженность на успеваемость в школе?

Из анализа диаграммы видно, что у 500 обучающихся из 500 опрошенных респондентов информационная загруженность влияет на успеваемость в школе. Можно предположить, что не влияет информационная загруженность на ребят начальной школы, выполнение домашних заданий у которых еще в большей степени контролируют родители.

4.Выводы по результатам исследования

1. Исследование проведено на основе итогов анкетирования 500 респондентов.

2. Анализ проведенного анкетирования показал:

а) все респонденты имеют телефоны, компьютеры, телевизоры, меньшая часть опрошенных школьников имеет планшеты;

б) телефон большая часть респондентов использует для разговоров и игр. Каждый четвертый респондент играет в телефоне и, как показывают мои наблюдения, многие это делают и во время уроков;

в) две трети респондентов уделяют просмотру телевизионных передач от 2-3 часов времени;

г) 40 человек занимаются явно недостаточно, от 30 минут до 1 часа. От одного до двух часов учат уроки каждый 5 респондент, половина респондентов занимаются от 2 часов и больше.

д) половина респондентов читают явно недостаточно. Почти каждый пятый читает менее 30 минут в день или до 1 часа. За это время невозможно даже прочитать материал, заданный на дом по устным предметам, для художественной литературы время уже не выделяется. Хорошо, что большая часть респондентов читают много, от 2 часов в день и более;

е) половина респондентов читают явно недостаточно. Почти каждый пятый читает менее 30 минут в день или до 1 часа. За это время невозможно даже прочитать материал, заданный на дом по устным предметам, для художественной литературы время уже не выделяется. Хорошо, что большая часть респондентов читают много, от 2 часов в день и более;

ж) большая часть школьников явно не высыпается, так - как ложатся спать в 23 часа и позже. Подростки, которые спят менее 7 часов, потом быстрее утомляются, испытывают затруднения в усвоении учебного материала, раздражаются;

з) только одна четвертая часть респондентов спит 8-10 часов в сутки, то есть норму. А вот группу риска составляют ребята, чей сон длится менее 6 часов;

и) на свежем воздухе достаточно времени проводят только 300 респондентов. 50 человек на свежем воздухе бывают только когда идут в школу и из школы, остальные гуляют от 1 -3 часов;

к) большинство респондентов даже не задумываются способствует ли их режим дня сохранению здоровья. Только каждый десятый школьник считает режим дня правильным, а каждый пятый понимает, что причиняет вред своему здоровью;

л) многие ребята страдают головными болями, каждый пятый испытывает усталость, тревогу, нежелание идти в школу, общаться с друзьями, апатию. Шестьдесят человек указали, что бывает внезапная агрессия, беспричинная тревога, что указывает на то, у данных подростков формируется депрессивное состояние, которое опасно не только для их здоровья, но и для жизни;

м) у 230 человек головные боли бывают часто, а 170 написали, что у них постоянная усталость и сонливость. Только 10 человек ответили, что у них не бывает головной боли, усталости и сонливости. Таким образом, 400 человек из 500 опрошенных уже имеют нарушения здоровья;

н) информационная загруженность приводит к конфликтам с родителями и педагогами (200 человек-каждый день, 150 человек - достаточно часто, 70 человек указали, что бывают). И только 80 респондентов ответили, конфликтов не бывает или они бывают достаточно редко;

о) у 400 обучающихся из 500 опрошенных респондентов информационная загруженность влияет на успеваемость в школе. Можно предположить, что не влияет информационная загруженность на ребят начальной школы, выполнение домашних заданий у которых еще в большей степени контролируют родители.

3. Гипотеза проекта подтвердилась полностью. Современные гаджеты негативно влияют на здоровье школьников и успеваемость в школе.

4. Большее влияние оказывает телефон, так как им дети пользуются и в школе и ночью. Именно телефон больше других гаджетов влияет на зрение, так как маленький экран вызывает постоянное напряжение глаз и кистей рук при наборе СМС и может спровоцировать фотоэпилепсию и заболевания кистей рук, поражение нервных стволов правой руки, связанное с перенапряжением мышц.

5. Негативное влияние на здоровье оказывают не сами гаджеты, а несоблюдение школьниками правил пользования и норм работы с телефоном, компьютером, планшетом.

1. Познакомить с результатами исследования родителей школы на общешкольном родительском собрании и на классных родительских собраниях.

3. Обсудить результаты исследования с школьным психологом и заместителем директора по воспитательной работе для планирования мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни и сознательного соблюдения режима дня.

4. Провести обсуждение полученных результатов с подростками в социальных сетях с целью изучения мнения социума.

6. Список литературных источников

1. И.А Жукова, «Современные гаджеты и их влияние на детей», М.: 2012

2. «Методическое пособие для работников системы общего образования». — М.: Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013

3. А.И Кравченко и Е.А Певцова, Обществознание, М.: «Дрофа», 2013

4. Н.Э. Потемкина «Особенности развития подросткового возраста», М.: «Просвещение», 2012

    Н.М. Чернова, В.М. Галушин, «Экология человека», М.: «Дрофа», 2012

Приложение №1 Фотоприложение

Приложение №2

Анкета для школьников

    Какие современные технические новинки у Вас есть?

а) телефон, б) компьютер (ноутбук), в) планшет, г) телевизор, д) ваш вариант ответа

2.Как Вы используйте телефон?

а) для разговоров и СМС, б) для игр, в) для общения в соцсетях, г) ваш вариант ответа, д) для селфи ()

3. Как Вы используйте компьюер?

поставьте рядом с буквой в процентном соотношении количество времени, занятое данного рода занятием. Например, б) играю, 70% времени )

4. Как Вы используйте планшет?

а) для поиска учебной информации, б) для игр, в) для общения в соцсетях, г) ваш вариант ответа, д) для просмотра фильмов, е)для чтения книг (поставьте рядом с буквой в процентном соотношении количество времени, занятое данного рода занятием. Например, б) играю, 70% времени )

5. Сколько времени Вы смотрите телевизор?

а) от 1ч.-2ч., б) от 2ч.-3ч., в) от3 ч. -4 ч., г) ваш вариант ответа

6.Сколько времени Вы учите уроки?

7.Сколько времени вы посвящаете домашним делам, помощи родителям, старшим родственникам?

а) от30мин.-1 ч., б) от 1ч.-2ч., в) от 2ч. - 3ч., г) свыше 3 ч.

8. Сколько времени в день Вы читаете?

а) от30мин.-1 ч., б) от 1ч.-2ч., в) от 2ч. - 3ч., г) свыше 3 ч., д) менее 30мин.

9.Во сколько вы ложитесь спать?

а) в 20-21ч., б) в 21ч.-22ч., в) в 22ч. - 23ч., г) после полуночи

10.Сколько часов длится ваш сон?

а) 8-10ч, б) 7-8 ч., в) 6-7ч., г) менее 6 часов, д) Ваш вариант ответа

11.Сколько времени вы проводите на свежем воздухе?

а) от30мин.-1 ч., б) от 1ч.-2ч., в) от 2ч. - 3ч., г) свыше 3 ч.

12. Считаете ли свой режим дня правильным, способствующим сохранению здоровья?

а) да, б) нет, в) не задумывался, г) ваш вариант ответа

13. Бывают ли у Вас:

а) головные боли, б) сонливость, усталость, в) беспричинная тревога, г) апатия, д) внезапная агрессивность, е) нежелание идти в школу, ж) нежелание общаться с друзьями, родителями, з) ваш вариант ответа

14. Распределите приведенные выше симптомы по следующим столбикам:

часто редко не бывает постоянно

15. Приводит ли Ваша информационная загруженность к конфликтам с родителями, педагогами?

а) да, б) нет, в) достаточно часто, г) ваш вариант ответа, д) редко

16. Влияет ли Ваша информационная загруженность на успеваемость в школе?

а) да, б) нет, в) ваш вариант ответа

Мобильные телефоны, планшеты и компьютеры уже давно утратили свое первоначальное предназначение средств связи и вычислительных машин. Теперь для большинства людей они выполняют развлекательную функцию, ценность и значение которой совершенно затмила собой исходное предназначение этих устройств. Функции гаджетов как средств коммуникации тоже изменились - они используются не столько для передачи речевых сообщений, сколько для общения в соцсетях. Причем наверняка это не единственные проявления последствий развития вычислительной техники и средств связи.

Стоит вспомнить, что речь и мышление у человека связаны неразрывно. Еще в 1887 году английский языковед, профессор Оксфорда Ф. М. Мюллер писал в свей работе «Наука о языке»: «Никто, я думаю, не будет в состоянии оспаривать факта, что мысль без языка или какого-либо другого воплощения, невозможна. То, что мы привыкли называть мыслью, есть только оборотная сторона монеты, лицевая сторона которой есть членораздельный звук» . Какое влияние могут оказать гаджеты на развитие ребенка, учитывая, что сегодня родители нередко начинают приучать детей к пользованию ими едва ли не с пеленок?

Предлагаем ознакомиться с докладом «Влияние гаджетов на речевое развитие детей», который представила петербургский учитель-логопед высшей квалификационной категории Эмма Сантриковна Агопян на научно-практической конференции «На пути к школе здоровья: становление образования в контексте ФГОС», прошедшей в рамках VIII Петербургского международного образовательного форума.

Влияние гаджетов на речевое развитие детей

Каждое лето я ездила в поезде к родителям в гости с ребенком, а то и с двумя и тремя. Это было настоящее испытание: двое суток в замкнутом пространстве… Все дети в вагоне шумели, бегали, общались, ходили друг к другу в гости. То родители их занимали чтением книжек, раскрашиванием, настольными играми, рассказыванием разных историй, так как сказки уже все были выучены наизусть, то дети сами придумывали игры, вступая в контакт с другими ребятами в вагоне. Совсем другую картину я увидела в поезде этой зимой. Как только поднимался незначительный шум, родители давали в руки своему чаду планшет и его не было слышно на протяжении многих часов. Здорово! Дети не шумят, мамы спокойны. Мне стало интересно, а как такое раннее увлечение гаджетами может повлиять на речевое развитие ребенка? Хочу сразу акцентировать ваше внимание, что мы рассмотрим только речевое развитие.

Давайте пойдем по-порядку. Начнем с внутриутробного развития плода. Формирование слухового аппарата завершается к 24 неделе развития; до этого срока плод воспринимает звуки всей поверхностью тела. Поэтому в первую очередь он «ощущает» звуки голоса мамы: они проводятся в виде вибраций тканей ее организма и околоплодных вод. При этом слова, обращенные к плоду, мужу, коллегам или еще кому-то, будут ощущаться малышом абсолютно одинаково.

Начиная с шестого месяца внутриутробной жизни, кроха уже слышит в обычном для нас понимании этого слова; теперь он обладает способностью различать разницу в интонации – обертоны звука и таким образом может различать звуки маминого голоса и окружающие шумы. Поэтому, родившись, младенец действительно может более активно реагировать на «знакомые» по внутриутробному периоду жизни голоса, малыш «узнает» по интонации маму, папу или бабушку. Это происходит при условии, что близкие ребенку люди в период его внутриутробного развития разговаривают, и не обязательно с животиком, а просто разговаривают друг с другом. Современная мама молчит, она сама в сети, а с бабушками все сложнее и сложнее, молодые семьи в основном живут отдельно. Вечером придет папа с работы, поест и тоже уйдет в виртуальный мир. Таким образом, ребенок обделен общением еще не родившись.

Давайте попробуем сравнить раннее развитие ребенка (так как оно целиком связано и с речевым развитием) недавнего прошлого и настоящего.

От 0 до 1,5 лет

Было: ребенок на руках, в манеже, на полу, в коляске. Он ползает по комнате, стукается обо все, обрушивает на себя гору выглаженного белья, пытается поймать кошку, потом рыдает, что она царапается, его успокаивают, берут на руки, рассказывают небылицы, целуют место, где больно. Одним словом, проявляют внимание, сочувствие, происходит взаимодействие взрослого и ребенка.

Основное значение довербального этапа в развитии речи ребенка состоит в том, что в это время складываются условия для понимания речи, они научаются выделять среди всех звуков именно звуки человеческой речи, в этот период нарастет чувствительность к тем характеристикам речевых звуков, которые формируют понимание значения слова.

Теперь: разница невелика, разве что у мамы больше свободного времени и масса тревоги. Поэтому ребенок в основном пристегнут: к коляске, к маме, к стульчику… о том, чтобы спокойно поползать по двору, и речи быть не может. Кругом опасность, грязь, окурки, животные. В современной городской квартире придуманы разнообразные приспособления, игрушки, «развивалки» и «отвлекалки». Все для того, чтобы не дать ребенку самостоятельно исследовать окружающий мир. А ведь, чтобы гармонично развиваться, ребенку необходимо бегать, карабкаться, рыть, наливать и выливать, разбивать, нюхать, просыпать, то есть самостоятельно исследовать мир, приобретая бесценный опыт. Маме же хочется спокойно побродить в соцсетях. Поэтому, как только ребенок вырастает до самостоятельного сидения, ему вручается старый телефон или планшет, или включается телевизор. Теперь ребенок занят, и у мамы есть полчаса для себя.

Еще мы практически поголовно пересели на машины. Ребенку в машине скучно. Он капризничает, пытается вырваться из кресла, к которому намертво пристегнут. Чтобы родитель не отвлекался от вождения и из соображений безопасности ребенку вручается гаджет.

В очереди в детскую поликлинику, в метро, в электричке, в любой ситуации ожидания, когда родители не знают, как занять ребенка, или не хотят напрягаться – электронный друг выручит везде!

От 1,5 до 3 лет

Было : ребенок ходит за ручку, гуляет во дворе или в парке, копается в песочнице, собирает окурки, кидается песком, падает и встает, пытается поймать бездомную собачку, находит мертвую птичку, и все время находится в контакте; либо с родителями, либо с такими же малышами. Происходит активное общение – речевое, тактильное, эмоциональное…

Первый, второй и третий год жизни ребенка - это так называемый сензитивный для развития речи период. Иными словами, это период, когда речь активно развивается, развиваются соответствующие зоны мозга. Именно в этот период необходимо активное общение со сверстниками, бабушками, родителями.

Теперь: пристегнут, больше времени проводит с гаджетом, так как игры, которые освоил ребенок стали сложнее, у него уже сформировалась экранная зависимость. Ребенка поощряют, наказывают, воспитывают, обещая или забирая гаджет. В планшетных играх есть только яркие, сопровождаемые музыкой, меняющиеся картинки, которые очень увлекают детей, раскачивают довербальный уровень активности и фиксируют ребенка на нем. Этот довербальный мир образов становится очень ценным, ребенок начинает предпочитать его всем остальным способам функционирования.

От 3 до 5 лет

Было: гуляет во дворе или на площадке, помогает папе чинить машину, чинить полки или табуретку, помогает маме в субботу мыть пол, выбивать ковер на снегу. Ездит с родителями на дачу на четырех видах транспорта, это практически кругосветное путешествие… А если повезет, и ребенка оставят на пару недель у бабушки в деревне: побегает за цыплятами, подружится с собакой, поможет бабушке на огороде, с местными ребятами облазает всю округу и получит столько впечатлений, что хватит до следующего приезда.

Теперь: смотрит мультики, играет с гаджетами, гуляет под присмотром мамы, ходит на развивающие игры в центр «Развития», ходит на занятия к логопеду. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Покупая малышу новые видеофильмы, компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Домашний экран совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом.

Я предлагаю на этом завершить вехи речевого становления наших детей, так как в идеале к 5 годам устная речь должна быть сформирована. К 5-6 годам сензитивный период заканчивается, ответственные за речь зоны мозга перестают быть пластичными и, если ребенок к этому времени говорит очень плохо или почти не говорит, то научить его и исправить положение полностью уже не получится. Ученые утверждают, что 70 % информации о мире дети добывают до 5 лет. Остальные 30 % добирают за всю оставшуюся жизнь.

Первое поколение «экранных детей»

Речь рождается только в процессе активного взаимодействия с внешним миром, с людьми. Первая функция речи – коммуникативная, социализирующая. Сначала ребенок слышит комментарии родителей по поводу его действий и ощущений, он связывает слова родителей со своими действиями.

Далее ребенок сам хочет как-то воздействовать на родителей, сообщить им о своих желаниях и ощущениях. Чем более активным образом ребенок взаимодействует с миром, тем больше у него развивается речь. Активность при этом тоже должна быть специфической - она должна быть в большой степени коммуникативной. Коммуникативная деятельность ребенка очень сильно зависит от родителей.

От того, какое они придают ей значение, от того, разговаривают ли они с ребенком, оставляют ли они ему пространство для коммуникативной активности. Если ребенку уже два, а тем более три года, а родители все еще продолжают относиться к нему как к младенцу, стараются угадывать и предупреждать все его желания, не ожидая от него никаких усилий, то мотивация к говорению у него снижается.

Зачем ему вообще говорить, если и так хорошо? Уровень взаимодействия с окружающими людьми остается примитивным, само взаимодействие - пассивным.

Еще более снижают мотивацию безмолвные компьютерные игрушки. Если телевизор хоть как-то стимулирует речь (картинки в телевизоре постоянно сопровождаются эмоционально нагруженной речью), то для перехода на более высокий и сложный уровень психического функционирования нужен серьезный комплекс усилий.

Чем больше ребенок времени проводит, уткнувшись в экран, тем меньше он учится коммуницировать, накапливать опыт общения, сканирования и обмена эмоциональными состояниями.

Последствия раннего приобщения к гаджетам

Отставание в развитии речи

Это, кажущееся безобидным, занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для физического здоровья ребёнка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития.

В настоящее время, когда взрослеет первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся всё более очевидными .

Первое из них – отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна.

Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада. Как показали специальные исследования, в наше время 25% четырехлетних летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в шесть раз!

Однако, при чём здесь телевидение? Ведь ребёнок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве насыщение слышимой речью не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребёнком – взрослый или герой мультфильма?

Разница огромная. Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог.

Причём, включён, не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствам. Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное – в его общение со взрослыми.

Речевые звуки, не обращённые ребёнку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают ребёнка, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком».

Современные дети в большинстве своём слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают телепрограммы, которые не требуют их ответа, не реагируют на их отношение и на которые он сам никак не может воздействовать. Усталых и молчаливых родителей заменяет экран.

Но речь, исходящая с экрана, остаётся мало осмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей» . Поэтому дети предпочитают молчать, либо изъясняются криками или жестами.

Однако, внешняя разговорная речь – это лишь вершина айсберга, за которой скрывается огромная глыба внутренней речи. Ведь речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, регуляции и овладения своим поведением, это средство осознания своих переживаний, своего поведения, и сознания себя в целом.

Во внутренней речи совершается не только мышление, но и воображение, и переживание, и любое представление, словом всё, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь. Именно диалог с собой формирует ту внутреннюю форму, которая даёт устойчивость и независимость.

Если же эта форма не сложилась, если внутренней речи (а значит и внутренней жизни) нет, человек остаётся крайне неустойчивым и зависимым от внешних воздействий. Он просто не в состоянии удерживать какое-либо содержание или стремиться к какой-то цели. В результате – внутренняя пустота, которую нужно постоянно пополнять извне.

Трудности в обучении чтению и восприятии информации на слух

Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл. Слышимая речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений.

По этой же причине им трудно читать – понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.

Дети, привыкшие, или уже находящиеся в зависимости от гаджетов часто говорят о том, что им неудобно читать. Частые и продолжительные игры на планшетах и айфонах формируют совершенно противоестественную для чтения и письма динамику работы глазных мышц.

Ребёнку трудно фокусировать взгляд и удерживать его на объекте, который не движется, потому что глаза привыкли следить за движущимися яркими объектами в играх.

Так же происходит нарушение движений глаз при прослеживании строки слева направо и возвратном движении глаз с переходом на новую строку. Хаотичное движение объектов, которое используется в компьютерных играх, никак не способствует формированию движений при прослеживании строки слева направо и сверху вниз.

Для того чтобы обучение чтению и сам процесс чтения был для ребёнка комфортным и оптимальным, ребёнок должен быть способен переводить взгляд слева направо и уметь делать это внимательно и сосредоточенно на протяжении всего процесса чтения или письма. Необходимо удерживать внимание и управлять мышцами глаз. У детей, которые уже находятся в зависимости от гаджетов - «бегающий» взгляд.

Расстройства аутического спектра

Замещение и подмена человеческого способа коммуникации в семье электронным суррогатом представляют существенную опасность, так как нарушают нормальный код и алгоритм психического, социального, культурного и духовного развития детей. Малолетние пользователи электронных игрушек становятся самодостаточными, у них слабеют нормальные потребности и мотивации в контактах с родителями и детьми.

Постепенно взрослые утрачивают ведущую роль в отношении психического, речевого, эмоционального, коммуникативного, социального и духовного развития и теряют способность влиять на поведение ребенка. Это является одной из причин значительного увеличения количества детей с проявлениями аутизации и расстройствами аутистического спектра (РАС).

РАС постепенно превращаются в «эпидемию» XXI века. В 2006 г. в России насчитывалось, «даже по самым осторожным оценкам, не менее 150 тысяч детей с аутистическими расстройствами», в 2011 г. уже «не менее 250-300 тысяч детей с РАС в возрасте до 18 лет».

Внедрение в жизненное пространство гаджетов оказало влияние не только на формирование устной речи, но и привело к зарождению особого вида письменной речи (SMS) без орфографических и синтаксических правил и форм вежливости, главной особенностью которой стали краткость и минимум нажатий клавиш.

По мере взросления современные дети все чаще «слушают глазами», читая SMS-сообщения и переписку в чате, и «разговаривают пальцами». Ведущие нейропсихологи свидетельствуют о неуклонно и повсеместно надвигающейся драме - «утрате современными детьми родного языка - несущей оси сознания».

Давайте обобщим

Эволюционно артикуляционный аппарат ребенка с рождения готов к произношению звуков, но для развития речи (т.е. умения посредством слов излагать свои мысли в устной и письменной форме) требуется время. Развитие речи, активно происходящее в первые три года жизни невозможно без детско-родительского общения.

Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить телевизор и компьютер из жизни детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем и дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребёнка только складывается, экран несёт в себе серьёзную опасность.

Учитель-логопед высшей квалификационной категории Агопян Эмма Сантриковна

Литература:
  1. М.В. Белоусова, А.М. Карпов, М.А. Уткузова. Влияние гаджетов на развитие коммуникации, социализации и речи у детей раннего и дошкольного возраста.
  2. Карпов А.М., Чудновский Е.В., Герасимова В.В. и др. Компьютерная деятельность детей - фактор риска психических и личностных нарушений.
  3. Материалы сайта www.autisminrussia.ru
  4. Белоусова М.В., Прусаков В.Ф., Уткузова М.А. Расстройства аутистического спектра в практике детского врача.
  5. Керделлан К., Грезийон Г. Дети процессора: как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых. Пер. с фр. А. Лущанова.

Современную жизнь крайне трудно представить безо всякого рода гаджетов – мобильные телефоны, смартфоны, планшеты, «умные» часы, карманные записные книжки, ридеры, портативные игровые консоли… Всего и не перечесть. Они, безусловно, повышают качество жизни, делают ее удобнее. Однако есть у этой медали и оборотная сторона. Многочисленные научные исследования и данные статистики показывают, что гаджеты не так безобидны, как это может показаться на первый взгляд.

Как гаджеты влияют на физическое здоровье

Дело в том, что любое мобильное устройство испускает электромагнитное излучение. Так уж они устроены конструктивно. Всем, однако, известно, что магнитные бури (вспышки на солнце) способны ухудшать самочувствие человека. Так вот, точные измерения показали, что в момент приема входящего звонка, а также во время «отбоя» по окончании разговора наблюдается что-то вроде магнитной бури вокруг устройства. Так что это явление может оказывать влияние на физическое здоровье владельца сотового телефона.

Кроме того, даже вокруг телефона, находящегося в режиме ожидания, постоянно наблюдается повышенный электромагнитный фон. Так что длительное излучение способно также оказать свое негативное влияние.

В свое время в Интернете было широкого распространен ролик, в котором с помощью одновременно включенных нескольких мобильных телефонов удалось сварить яйцо вкрутую. Так вот теперь представьте, что то же самое происходит с вашим мозгом в тот момент, когда вы подносите аппарат к уху…

Конечно, мы пользуемся не несколькими, а одним телефоном и разговариваем не несколько часов в день без перерыва (хотя встречается и такое), но постоянное воздействие электромагнитного поля на мозг спустя несколько лет неизбежно даст о себе знать:

  • Могут наблюдаться психические расстройства;
  • Возникать опухоли мозга;
  • Наблюдаться общее ухудшение самочувствия;
  • Подскакивать или наоборот – падать артериальное давление.

И это далеко не полный перечень всех неприятностей, которые могут наблюдаться у человека, постоянно пользующегося мобильными устройствами.

Не стоит забывать и про то, что постоянное «сидение в телефоне», например, во время игр или просмотра Интернета приводит к перенапряжению глаз. Все-таки рассматривать мелкие картинки и текст со сравнительно маленького экрана некомфортно. Со временем это также приведет к ослаблению зрения.

Неудобное положение тела во время использования смартфона или игровой мобильной консоли приводит к быстрой утомляемости, к возникновению искривлений позвоночника и даже к костным заболеваниям, включая артриты и артрозы.

Если долго слушать музыку через наушники, как это делают многие молодые люди, то барабанная перепонка довольно быстро ослабляет свое натяжение, не в силах выдерживать постоянное прямое воздействие звуковых волн. В обычной жизни все окружающие нас звуки рассеяны и ослаблены атмосферой, расстоянием. В случае же с наушниками волны напрямую бьют прямо в барабанную перепонку.

Разумеется, производители мобильных устройств отрицают факт их воздействия на организм. Дело в том, что они всячески препятствуют проведению серьезных научных исследований в этой области – вплоть до прямого подкупа. Гаджеты вошли в нашу жизнь повсеместно сравнительно недавно, прошло не более 15 лет с момента их массового внедрения. Этого недостаточно для того, чтобы провести полноценные статистические исследования. Впрочем, уже существующих данных вполне достаточно для того, чтобы утверждать: чрезмерное увлечение мобильными устройствами может крайне негативно отразиться на состоянии здоровья человека.

Что насчет психического здоровья

Что касается психического и психологического здоровья, то здесь картина также довольно неприглядная. Исследования показали, что прежде всего чрезмерное использование смартфонов и планшетов негативно сказывается на молодых людях и детях. Просто по той причине, что их психика еще не до конца установилась.

Повышенная возбудимость, возникновение апатии к окружающему миру, частые перепады настроения, ухудшение успеваемости – вот лишь часть того, к чему может привести частое и длительное использование мобильников. Причем, было замечено, что это не зависит ни от социального статуса человека, ни от его национальной или этнической принадлежности. Исследования проводились как в странах Европы, так и в малоразвитых. Итог оставался прежним.

Все выше сказанное, конечно, не призывает к тому, чтобы полностью отказаться от использования смартфонов и им подобных устройств. Просто здесь, как и во всем, нужно знать меру и применять адекватные способы противодействия. Не будем забывать, что на каждую мышку есть своя кошка.

, о том, как много в работе они потребляют энергии, на первый взгляд, кажущей незначительной. Сегодня поговорим об их влиянии на наше здоровье.

В начале 2-х - тысячных годов с повсеместным внедрением электронно-цифровых средств в нашу жизнь в СМИ стали появляться предупреждения о вредном влиянии электронных гаджетов на здоровье человека.

Скажу сразу, в силу того, что гаджеты неожиданно и резко ворвались в нашу жизнь всего каких-то 10-15 лет, точно подтверждённых и научно обоснованных медицинских заключений о вреде тех же мобильных телефонов и предложений запрета того или иного устройства нет. Всё, что я смогла найти касающегося вредного воздействия излучения приборов- почти пятилетней давности. То есть получается, что актуальность разговоров о вреде излучений прошла. С другой стороны, чтобы доподлинно заявить о вредном воздействии чего-то на здоровье человека – нужно время и не малое.

Хотя, к примеру, в «Википедии» этот раздел начинается с информации, что ряд иностранных учёных, проводивших исследования, были уличены в лоббистской деятельности, проплаченной производителями мобильных телефонов. Может быть, отчасти потому все заключения были сделаны в пользу телефонов. Т.е. истинный вред гаджетов стараются скрыть от потребителя, от нас с вами.

Конечно, в наше бурное время не может быть и речи, чтобы отказаться от этих современных устройств. Телефон, пейджер, наушники, компьютер неразлучны с нами, вернее мы с ними. И всё же каждому полезно лишний раз напомнить о вреде современных электронных приборов.

Вред мобильных телефонов здоровью человека

Итак, в основе работы мобильного телефона лежат радиочастотные (РЧ) и электромагнитные (ЭМ) поля , которые в отличие от ионизирующего излучения, будучи даже мощными, не могут вызвать ионизацию или радиоактивность в организме.

Между тем установлено их вредное воздействие на организм человека:

Как правило, столь негативное воздействие ощущается организмом, если телефонный разговор длится более 3 минут или составляет более 30 минут ежедневно.

Учёные о вреде гаджетов

О вредном воздействии полей на организм детей указано в работе - исследовании Хорсева Н.И., Григорьев Ю.Г., Горбунова Н.В. и озвученные наIX международный междисциплинарный конгресс «Нейронаука для медицины и психологии». Данные этого исследования читайте ниже, в комментариях Владимира от 04.12.14.

Широко обвиняли мобильные телефоны в провоцировании онкозаболеваний. Однако, международные независимые исследования, проводимые британским Институтом раковых исследований, Центром эпидемиологии и биостатистики университета английского города Лидс, Датским институтом раковой эпидемиологии в Копенгагене установили, что свидетельств, подтверждающих, что сотовые телефоны повышают риск лейкемии или образования опухоли в голове, глазах или слюнных железах не найдено.

А вот уже вред гаджетов проявляется на уровне нашей мозговой деятельности на работе нашей . Учёные утверждают, что современный человек утрачивает способность держать необходимую информацию, перекладывая эту функцию на гаджеты. Так что наши помощники постепенно начали отбирать у человека, данное ему природой - думать. Напрягая свою память, человек заставляет работать клетки своего головного мозга. Перекладывая это на гаджеты люди утрачивают ассоциативные связи, начинают глупеть. Так что в этой части прогресс несёт нам начало регресса и неизвестно ещё как обернётся в целом для человечества "гаджификация" нашей жизни.

Производителями мобильных телефонов был выделен особый показатель, характеризующий степень воздействия электромагнитного излучения на ткани человека в 1 сек, так называемый удельный коэффициент поглощения (SAR). Данный коэффициент приборов должен быть в интервале от 0,28 до 1,5 Вт/кг. - для России. Чем меньше этот показатель - тем лучше. В Европе он считается допустимым при значении в 2 вт/кг. Сертификация сотовых телефонов перед ввозом их в нашу страну подразумевает экспертизу безопасности. Хотелось бы надеяться, что это так.

Как защитить себя от вредного излучения

Исходя из вышесказанного, чтобы обезопасить себя от пагубного воздействия мобильных телефонов, следует учесть следующие рекомендации:

  1. Продолжительность разговор по мобильному телефону не должна превышать 3-х минут.
  2. В условиях неустойчивого приема мощность аппарата автоматически повышается до максимальной величины. В этом случае лучше вообще воздержаться от длительных переговоров,
  3. Смягчает воздействие излучения проводная гарнитура, она слегка как бы разрывает связь «антенна - голова».
  4. При покупке телефона выбирайте модель с наименьшей мощностью излучения. Обращайте внимание на величину SAR.(от 0,28 до 1,5 Вт/кг.)
  5. Исключите возможность использования мобильного телефона детьми.
  6. Носить мобильный телефон лучше в сумке, кармане верхней одежды или в руке. Не стоит носить телефон на поясе (для мужчин) и на груди (у женщин).
  7. Не пользоваться телефоном в транспорте, ведь при быстром передвижении мощность передатчика телефона близка к максимуму.
  8. Чем дороже телефон, тем больше вероятность, того, что он имеет большую безопасность. Большая чувствительность прием­ника позволяет не только обеспечить более уверенную связь, но и позво­ляет использовать передатчик меньшей мощности на базовой станции.
  9. Рекомендуется отключать телефон на ночь или хотя бы держать его подальше от себя.

Вот пока всё что известно о вреде сотовой связи. Более точные результаты дадут исследования по программе "Космос" - самого масштабного проекта по изучению воздействия излучения мобильных телефонов на здоровье человека. Добровольцами в ней выступают более четверти миллиона пользователей мобильников. Итоги данного проекта будут подведены только через тридцать лет.

Помимо мобильных телефонов, какие ещё электронные приборы могут оказывать вредное воздействие на наш организм?

Сотовые антенны

Антенны , принимающие и передающие сигналы мобильных телефонов (они же соты), являются источниками электромагнитного излучения, способного проникать в человеческий мозг. Однако свидетельств того, что это как-то связано с повышением риска образования опухолей в голове или шее, также не обнаружено.

Хочу добавить, что эти исследования проводились на очень удалённом расстоянии от таких вышек, за пределами населённых пунктов. Нужно помнить на сколько опасны такие вышли вблизи.

Wi-Fi - вред здоровью

Беспроводная сеть Wi-Fi, которую мы используем, для выхода в интернет используется фактически в каждом доме. Сигнал, который излучают эти установки не имеет большой силы, но и не являются абсолютно безопасными.

Беспроводные устройства, такие как: ноутбуки, мобильные телефоны и планшеты используют маршрутизаторы для подключения к Интернет. Маршрутизатор излучает сигналы WLAN - электромагнитные волны, которые могут нанести ущерб здоровью.

Часто мы игнорируем этот факт, потому что практически ничего не знаем об этом. Однако в течение всего времени, эти сигналы продолжают наносить вред организму. Так исследование проведенное, Агентством здравоохранения Великобритании показали, что Wi-Fi-маршрутизаторы замедляют рост людей и растений.

  • Последствия воздействия Wi-Fi:
  • Хроническая усталость;
  • Боль в ушах;
  • Нехватка концентрации;
  • Частые сильные головные боли;
  • Проблемы со сном.

Как обезопасить себя от воздействия Wi-Fi

Мы не можем жить без таких технологий - это факт. Но нам нужно больше знать, как защитить себя от вредных последствий. Вот несколько советов, как безопасно использовать Wi-Fi-маршрутизатор или, по крайней мере, снизить потенциальный вред. Как защитить детей от электромагнитных волн:

Отключите Wi-Fi перед сном;

Выключите Wi-Fi, когда он не используется;

Замените домашний беспроводной телефон на старый добрый кабельный;

Не устанавливайте Wi-Fi-маршрутизатор на кухне и в спальне. Роутер, обеспечивающий работу Wi-Fi в квартире, лучше поставить в самом глухом углу.

И если в вашем многоэтажном доме роутеры есть у всех соседей, нагрузка повышается в разы.

Ноутбуки вред здоровью

Ноутбук так же имеет зловредное излучение, ведь в нём вмонтирован тот же Wi-Fi. Степень воздействия зависит от того места, где расположена антенна, и если это место под клавиатурой - воздействие электромагнитного излучения будет сильнее, что особенно опасно для беременных женщин. Потому лучше избегать нахождения ноутбука на коленях. Рекомендуется выбирать компьютер с алюминиевым корпусом, который экранирует воздействие излучения.

Наушники, вредны ли они для здоровья

Исследования, проводимые специалистами ЕС, показали, что люди, постоянно слушающие музыку через плеер - кандидаты для приобретения слухового аппарата. Ведь обычная громкость нашего разговора около 60 децибел, а звучание музыки в наушниках почти в два раза выше. Воздействие громкости подобной силы на протяжении часа в день может вызвать глухоту уже в ближайшие два-три года - это по утверждению специалистов ВОЗ.

Спутниковая тарелка

В этой связи, хочу отметить, что спутниковая тарелка хоть и не принадлежит к разряду электронных гаджетов, стала широко применяться в нашем быту. Так вот она совершенно безвредна, поскольку не излучает сигнал, а только его принимает.

Таким образом, заключаем, что риск существует всегда и везде, но есть способы его снизить. Главное - во всём должна быть мера и это должно стать атрибутом всей нашей жизни.