Что такое high-end-audio? Что такое Hi-Fi и High-End По определению Hi End подразумевает.

Люди долгое время шли к идеальному звуку - от первого фонографа Томаса Эдисона до сегодняшних записей в lowless-качестве - и добились своего. Великолепное звучание любимых песен без искажений и посторонних шумов можно слушать дома уже как минимум несколько десятилетий. Техника воспроизведения, усиления, сами носители и акустика достигли невероятных высот качества, а производители стараются найти еще хоть что-то, что может положительно повлиять на звук.

Hi-Fi

Системы Hi-Fi (сокращение от High Fidelity - высокая точность) стали для большинства синонимом высочайшего качества звука. И это вовсе не удивительно: вся аппаратура соответствует стандартам DIN 45500 и IEC 60581 - это широкий диапазон амплитудно-частотных характеристик, уровень шума и низкий коэффициент нелинейных искажений. Такие жесткие рамки позволили производителям вести честную конкуренцию, однако в погоне за клиентами многие стараются удешевить производство, используя недорогие материалы: вместо натурального дерева в ход идет ДСП, а процессоры обработки звука в ресиверах используются от моделей предыдущих лет.

Стоит понимать, что сегмент Hi-Fi-техники рассчитан на массового потребителя, привыкшего к звуку автомагнитолы по пути на работу и бубнению старенькой магнитолы на кухне, но желающего чего-то большего. На апаратуре Hi-Fi-уровня звуки обретают очертание, раскрываются, а чистота записи сначала шокирует - все это создает непередаваемый эффект. Возвращаться в мир хрипящего радио уже не хочется, человек попадает в завивсимость от качественного звука.

Правила инсталляции компонентов Hi-Fi

Все элементы обычно выполнены в современном стиле и отлично впишутся практически в любой интерьер, кроме совсем уж вычурного и пестрого барокко. Традиционно они имеют прямоугольную форму и сочетаются между собой, даже если произведены разными вендорами. Нейтральные тона, минимум украшений - один внешний вид уже способен рассказать всем о музыкальных предпочтениях владельца. Лучше всего эта техника раскрывает себя на классических произведениях, джазе, роке.

Обилие мебели и элементов интерьера может заметно ухудшить качество звучания - звук будет отражаться от множества поверхностей, потеряет целостность.

Идеальный вариант размещения - гостиная или кабинет. Из Hi-Fi-компонентов можно собрать великолепный домашний кинотеатр, который затмит звучанием любой кинозал.

Hi-End

С техникой Hi-End-класса все намного сложнее. Здесь вопрос цены стоит, наверное, на самом последнем месте. Это скорее произведения искусства, чем компоненты для прослушивания музыки. Вся Hi-End-техника прекрасна как изнутри, так и снаружи. Здесь не действуют стандарты и объективные измерения - такой звук оценивается с точки зрения его приятности, «ламповости», «теплоты» и еще миллиона других факторов, понятных порой только самим аудиофилам.

Чтобы приобщиться к миру идеального звука, недостаточно иметь хороший слух, нужно еще обладать хорошим доходом - цены на компоненты измеряются десятками тысяч долларов. Сложно сказать, насколько лучше золотой кабель с тройным экранированием передает цифровой сигнал из нулей и единичек, но специалисты и аудиофилы склоняются к единому мнению: Hi-End - единственно возможный вариант прослушивания музыки для тех, кому медведь не наступил на ухо.

Стоит согласиться: по частотным характеристикам или другим параметрам в тестах эта аппаратура может показать себя хуже бюджетного Hi-Fi-сегмента, но при прослушивании вам откроется невероятная глубина музыки и звуки, которых вы ни разу не слышали, хотя знаете композицию наизусть - это действительно стоит своих денег.

Правила инсталляции компонентов Hi-End

В поисках гармонии и баланса звука производители часто изготавливают акустику уникальных форм. К слову, большая часть Hi-End-техники делается под заказ в единственном экземпляре или очень ограниченной партией. Такая тактика помогает не создавать ширпотреб. Примером баланса между стилем и качеством может служить знаменитая акустика от B&W Nautilus. Не раз она удостаивалась наград за качество звука и особенный стиль в виде ракушки.

Такой стиль компонентов требует современного дизайна в помещении, лучшим вариантом будет хайтек. Особо ярые фанаты идеального звучания даже создают специальные комнаты для прослушивания с хорошей звукоизоляцией и без лишних предметов интерьера, чтобы предотвратить отражение звука. Здесь как раз дизайн стоит где-то рядом с ценой, в самом низу.

Для полного раскрытия звучания всей системы нужно соблюдать множество правил: например, использовать фильтр для питания, а акустика должна стоять на специальных лапках или подиумах - пол под ней не должен резонировать. Но можно красиво разместить всю Hi-End-систему, не нарушая гармонии звука, а очаровательные усилители с вынесенными наверх лампами помогут придать интерьеру нотки стимпанка.

Нестандартный дизайн некоторых акустических систем, созданный ради еще лучшего звука, порой помогает определиться со стилем самой комнаты - в случае с аудиофилами именно интерьер подстраивается под стиль техники, а не наоборот.

Можно сказать, что Hi-End - это действительно бескомпромиссный вариант для аудиосистемы. Цена, внешний вид, производитель - все меркнет перед погоней за идеальным звуком.


Что же получают люди, обладающие Hi-End системами?

Это захватывающее чувство музыкального потока и гармонии, ясность, прозрачность и щедрость звуковой картины, полную иллюзию присутствия живых исполнителей у себя в комнате. А так же эмоциональное наслаждение и удовлетворение от встречи со своим кумиром.

По определению Hi End подразумевает

  • Первое - высший уровень качества всего – электронных компонентов, деталей корпуса и конечно сборки, почти всегда ручной. Авторская подпись мастера и индивидуальный паспорт часто сопровождают такие изделия.
  • Второе - бескомпромиссную конструкцию и самые дорогостоящие высокотехнологичные решения и методы, применяемые при производстве. Заимствование из аэрокосмической и оборонной отраслей – не редкость.
  • Третье – по возможности исключение из конструкции всего лишнего, уменьшение количества элементов для сокращения пути сигнала и меньшего влияния на звук. Все гениальное – просто.



Производство аппаратуры класса Hi End

Проектирование и производство Hi End систем подобно искусству создания музыкальны инструментов. Это удел людей креативных, увлечённых и понимающих, как достичь высочайшего качества звука. Недаром основателями и владельцами многих известных компаний и брендов Hi End являются музыканты с инженерными наклонностями или инженеры, серьезно увлеченные музыкой.


Аппаратура Hi-End способна раскрыть другую сторону очень знакомой и возможно любимой музыки, дает ощутить заново звуковую палитру и подарить яркие впечатления. В раритетных записях многие черпают глубокие положительные эмоции от мастерства великих исполнителей прошлых лет.


Наши специалисты, обладающие большим опытом и квалификацией с удовольствием готовы помочь Вам в тонком и деликатном процессе выбора компонентов будущей Hi-End системы.

Сегодня мы рассмотрим распространенные проблемы, связанные с созданием Hi-Fi/Hi-End системы на PC с помощью студийного оборудования.

Развитие Hi-Fi/Hi-End карт серийного производства

Под Hi-End понимается высокое качество. В каждой области под Hi-End попадают изделия по разным параметрам. Для одних изделий Hi-End - это максимальное количество попугаев в тесте (например, видеокарты, процессоры), для других - запредельная стоимость и эксклюзивность, для третьих - сборка без компромиссов из высококачественных компонентов.

Каждый аудиофил хочет иметь "самую лучшую звуковую карту", чтобы в ней был лучший ЦАП, лучший операционный усилитель, лучшая фильтрация питания и т.п. Разработать и сделать такую карту не проблема - проблема назначить на карту такую цену, чтобы ее потом купили. На сегодняшний день стоимость серийной Hi-End звуковой карты для домашней системы должна укладываться в $150-300. Имея жесткие рамки, производитель не может пойти по бескомпромиссному пути, а наличие тестовых программ, таких как RMAA, не позволяет обманывать покупателей. Поэтому производителю приходится искать компромиссные решения.

Стереотипы деления бытовой аудиотехники на Hi-Fi и Hi-End, в первую очередь, по стоимости отчасти относятся и к звуковым картам. Таким образом, недорогие серийные Hi-End карты условно становятся просто "высококачественными", а эксклюзивные и дорогие - Hi-End. Реальное качество может быть на одном уровне.

Пару лет назад на азиатском рынке появился спрос на высококачественные звуковые карты. Основная масса страждущих - это аудиофилы, имеющие хорошие наушники. Карты со стандартными операционными усилителями не давали приемлемого качества, вынуждая покупать дополнительно усилители для наушников. Auzentech предложил карты с навороченной обвязкой. Одна беда - карты базировались на C-Media , тем не менее, красивый вид конденсаторов и ОУ привлекал внимание многих.

В ответ Onkyo и Audiotrak выпустили - и . Отличные обвязки, экраны, красивые рекламные технологии (чего только стоит векторное построение сигнала а-ля "многогранный синус" у Wavio) и т.п., но использование среднего качества ЦАП-ов заставляет задуматься, а есть ли смысл в покупке таких карт для дорогого комплекса? Карты пусть и "крутые", но уровень лишь Hi-Fi с узким местом в виде ЦАП. Расчет был сделан на владельцев наушников ($100-300) и владельцев Hi-Fi усилителя с акустикой (с аналогичной стоимостью за компоненты системы), где топовый ЦАП не нужен.

Очередной ступенью развития на рынке звуковых карт стал выпуск специализированной высококачественной карты ProdigyHD2 Gold от Audiotrak, в которой использовался высококачественный топовый ЦАП от AKM с качественной обвязкой. До этого топовые ЦАП-ы так и оставались в дорогих студийных платах штучного производства, таких как , и т.п. стоимостью выше $1000. Сегодня Audiotrak предлагает не менее интересное устройство на PCM 1798.

Стоит учесть и большое количество самодельных и доработанных устройств. При этом погоня за бескомпромиссным качеством не всегда приводит к адекватным результатам у самодельщиков и "производителей Hi-End". Здесь можно провести аналогию с Hi-End стационарными проигрывателями, где "бескомпромиссно" делается тяжеленное шасси из мрамора (или другого камня/металла) для снижения вибраций и точного считывания данных с диска. Парадоксально, но такие стационарные приводы почему-то с трудом читают штампованные диски и не справляются с CD-R/RW, а в противовес есть портативные CD-плееры с асинхронным чтением диска с копеечной стоимостью. Это заставляет задуматься, должно ли решение какой-то специфической проблемы стоить дорого? Приводит ли использование более качественного компонента к реальному улучшению качества? Образный пример - будет ли плакат-календарь висеть надежнее на гвозде из высококачественной стали, а не на канцелярской кнопке? Именно эти вопросы встают перед инженерами, разрабатывающими продукты массового производства, и в итоге относительно недорогое устройство может "уделать" по качеству более дорогую эксклюзивную модель.

В то же время, при штучном производстве проще поставить в устройство деталь с избыточным качеством, чем исследовать зависимость качества устройства в целом от этого компонента, ведь "время=деньги". И пыль в глаза пустить можно легко - "в нашем устройстве используется самый совершенный компонент X, что обеспечит самое крутое качество". Главное, чтобы гениальные идеи и теории согласовались с практикой. Отсутствие замеров, точных характеристик и тонны воды о "золотом слухе разработчика и волшебном звуке устройства" обычно вызывают справедливое подозрение.

Задача пользователя - выбрать устройство, реально отвечающее его требованиям без обмана от кого-либо.

Благодаря спросу на азиатском рынке, компаниям пока удается за "стандартную" цену и дальше повышать качество карт (использовать более качественные компоненты), но на мировом рынке моделей домашних высокого класса пока очень мало.

На Российском рынке безусловным лидером является Creative с бытовой картой $300 и профессиональной за $200, использующих топовый CS4398. Альтернативный производитель - Razer с картой на AKM4396. На наш рынок должна придти ASUS с картой XonarD2, использующая один из топовых ЦАП-ов от Burr-Brown PCM1796. Остальные карты есть только на азиатском рынке, среди которых есть на топовом WM8740, на AKM4396 и качественной обвязке.

Многие производители постепенно понимают, что экономить на ЦАП смысла нет, и лучше поставить что-нибудь качественное. Ведь больше ничего продукт продемонстрировать не сможет. Но применение топового ЦАП носит больше маркетинговый характер, так как важен и дизайн платы, и грамотное применение остальных компонентов, иначе получится та же ситуация, что и с первой ревизией E-MU0404, где карта с "предтоповым" AKM4395 уступила Juli@ с "менее топовым" ЦАП AKM AK4358.

Особняком стоЯт лишь младшие карты X-Fi с мощными DSP для игр, которые в играх имеют преимущество за счет качественной аппаратной обработки звука, где ЦАП играет гораздо меньшую роль.

Сделать карту с топовым ЦАП за "дешево" несложно, яркий пример - Club3D Theatron DTS, со стоимостью ниже $100, с использованием четырех топовых AKM. БОльшую проблему представляет отладка драйверов, внедрение специфических функций и разъяснения покупателю, зачем ему покупать такую карту, где очевидное преимущество по звучанию, возможно, будет на тракте от $1000. В итоге парадокс, карта сама по себе получается не шибко дорогой, но для раскрытия потенциала требует дорогой тракт.

Карты на CMI8788 сейчас фактически вытесняют бытовые карты на ENVY24XX ( , /XT/HD2, и т.п.). Причина вытеснения проста - CMI8788 поддерживает Live DTS, в отличие от ENVY. Более того, C-Media дает производителям референсную схему на топовых АКМ. Производителям остается лишь повторить схему, не вкладывая денег в разработку, в то время как под ENVY24XX надо разрабатывать все с нуля. Самые хитрые Razer и ASUS дружно перемаркировали CMI8788 в RZR35192 и AZ200, только ASUS пошел дальше и решил использовать другой ЦАП, не от АКМ и CS, а ADI - которого нет ни у кого из конкурентов. Решение здравое, с прицелом на эксклюзив. Тем не менее, лишь у редких карт можно встретить топовые ОУ, или возможность их замены без паяльника. У XonarD2 и Barracuda используются стандартные JRC4580, чуть выше классом ОУ у X-Fi EP. ProdigyHD2 Gold предлагает обвязку на высококачественных ОУ на линейном стереовыходе с технологией "Triple OPAMP": два OPA2134 от Burr-Brown + JRC5532. (Версия Prodigy HD2 для европейского рынка использует три NE5532, которые можно заменить другими ОУ без пайки). Конкуренцию по "Hi-End"-ности этой карте составляют только новые карты на CMI8788 и планируемая в этом году .

Студия vs Hi-Fi/Hi-End

В конференции часто поднимается вопрос о различиях между профессиональной и бытовой аппаратурой. Бытует мнение, что профессиональная аппаратура дает "честный" звук, а бытовая - "приятный", и что на профессиональной аппаратуре неприятно что-то слушать, так как она специально выпячивает косяки и "не нужные звуки".

Разберем основные различия, о которых желательно знать, собирая высококачественную систему. Незнание элементарных вещей зачастую приводит пользователей к большим разочарованиям.

В студии источников много - это синтезаторы, различные инструменты, микрофоны, помимо них много дополнительных приборов обработки сигнала. Все это подсоединяется к микшеру, входных каналов у которого может быть несколько десятков. После микшера сигнал направляется в конвертеры АЦП (в PC), мониторы. Из PC через конвертеры ЦАП сигнал посылается в микшер, и далее, в мониторы. Фактически микшер является отдельным коммутирующим устройством, связывающим все компоненты в студии. Из-за большого разнообразия комплектаций студий, компоновка устройств напоминает очень гибкий конструктор.

Дома источников совсем немного, а коммутатором зачастую выступает усилитель. Малое количество компонентов и расположение их в одном месте предъявляют к компонентам другие требования.

Звуковые карты

Если в домашней системе все компоненты рядом, и особых требований к межблочному кабелю нет (случаи отличной слышимости направления кабеля только в зрячих тестах не затрагиваем:). В студии между устройствами может быть десять и более метров. А чем длиннее провод - тем больше наводок он может поймать. Для решения этой проблемы используют балансные провода с бОльшим уровнем сигнала. Соответственно, у профессиональной аппаратуры входы и выходы балансные, TRS или XLR. Для подключения бытовой техники к профессиональной зачастую нужны переходники и поддержка повышенного уровня сигнала.

Основные отличия проф. карт от "мультимедийных/бытовых" - это проф. разъемы TRS или XLR, обязательная поддержка ASIO, специфические функции в драйверах или разъемов в виде микрофонного входа с фантомным питанием в +12 или +48 В, отсутствие поддержки DirectSound3D и OpenAL. В качестве исключений среди бюджетных проф. карт можно встретить карты без балансного уровня сигнала, такие как , и т.п., рассчитанные именно на домашние бюджетные студии.

Основная задача проф. карты - обеспечить удобство в работе. Качество звука у профессиональных карт разное и не всегда превосходит "мультимедийные/бытовые" карты.

Образный пример - универсальный джип против катка, крана, бульдозера, болида формулы 1.

Дополнительно об ASIO и возможностях гибкого роутинга сигнала .

У карт с возможностью гибкого роутинга сигнала (DirectWire у ESI/Audiotrak, PatchMixDSP у E-MU, CreationMode у X-Fi, KX DSP + Router в KX Driver, FREE Mixer у Infrasonic Quartet) есть возможность с помощью проф. софта делать практически любую обработку сигнала в real-time любого канала при воспроизведении из-под любой программы. Что это дает, кроме использования "улучшайзеров", в плане построения Hi-End систем?

  • можно использовать фильтры с большой крутизной среза - это позволяет не только сузить переходную зону, но и значительно разгрузить динамики. Так, для пищалки можно выбрать меньшую частоту раздела, без риска искажений
  • можно использовать фазолинейные фильтры
  • можно регулировать задержки между динамиками, компенсируя расположения динамиков
  • дополнительно можно делать эквализацию, с подавлением резонансных частот

При наличии недорогого Midi-контроллера можно очень быстро и эффективно делать настройку, устраивать слепые тесты между разными настройками фильтров.

Слепые тесты всегда важны при вынесении вердиктов лучше/хуже, но, к сожалению, этим пренебрегают (и порой, панически боятся) поклонники и разработчики Hi-End, надеясь на свой "абсолютный" слух и зоркие глаза. Возможностей в таком подходе много, но надо обладать должной квалификацией в работе с проф. софтом.

Стоимость компактного PC с соответствующим софтом имеет сопоставимую стоимость с железными студийными DSP, и при этом дает бОльшие возможности. Примером таких решений может служить система Helix Legacy Audio $53000 с использованием $5000.

Для недорогих студий и концертной акустики много активных настраиваемых аналоговых кроссоверов. Если у кого-то есть свободное время или специфические запросы к АС, то можно легко сделать "ящики", вставить динамики, подключить к усилителям, настроить кроссовер.

О будущем использовании "улучшайзеров" в высококачественном тракте лучше забыть сразу. Основная задача популярных плагинов, таких как Ozone, встроенного обработчика в X-fi Cristallizer, - обойти огрехи последующего тракта, аналогично вкусовым добавкам в некачественной пище. Данную обработку лучше оставить для использования в студиях при создании музыки. Исключение может возникнуть только с низкокачественно записанными треками.

Существуют ли более "крутые карты", нежели E-MU1212m, Prodigy HD2, X-Fi Elite Pro, Razer Barracuda, Asus Xonar D2 и т.п.?

Среди профессиональных карт ступенькой выше стоят комплексные решения - цифровая карта + внешний конвертер, вроде LynxAES16 + Aurora16. Стоимость таких решений отличается на порядки, нежели у рассматриваемых карт. Высокая стоимость диктуется штучным выпуском устройств и специфическими функциями, такими как:

  • возможность работы нескольких карт, как одна (для многоканальных систем), где каналов надо не 5.1 для DVD, а 16 и более, на PCI-плате довольно сложно их все разместить
  • возможность синхронизации с внешним оборудованием

Для домашнего применения такие функции не нужны. Более того, реализация некоторых функций может пойти в ущерб "аудиофильским", например, у возможность точной подстройки опорной частоты привела к большему джиттеру устройства, в то время как отсутствие этой функции позволило бы выжать "больше качества".

Среди бытовых карт "ступенькой выше" стоЯт также комплексные решения - цифровая карта + внешний ЦАП. В качестве цифровой платы может выступить любая карта с SPDIF-выходом, обеспечивающим цифровую передачу данных с должной степенью корректности.

Основные преимущества такого решения

  • организация внешнего питания
  • гальваническая развязка с PC
  • широкий выбор внешних DAC

В некоторых случаях себестоимость внешнего устройства для несерийного производства может оказаться ниже для внешнего устройства. Сделать устройство на многослойной плате, успешно обойти ряд проблем для внутреннего устройства в домашних условиях не так просто.

Усилители

Студийные усилители рассчитаны на установку в рэковую стойку. Так как регулировка громкости и переключение источников делаются в микшере - то у усилителей зачастую отсутствуют регуляторы громкости и селектор входов (не говоря о пульте ДУ). Этот "недостаток" в той же мере относится и к активным мониторам. В большинстве случаев есть только поканальный регулятор чувствительности входа, и не обязательно спереди. Еще среди немаловажных особенностей - большинство студийных усилителей имеют активное охлаждение, аналогично блоку питания у компьютера. И последний аргумент "против" использования такого усилителя дома - неказистый вид, близкий к "самоделу" :)

Данный усилитель от Yamaha не является самым страшным на вид, но внешне разница с моделями Hi-Fi от Yamaha большая.

Развитие звуковых карт и софта порождает большое количество Home/Project студий, где микшер не используется. Развиваются и HTPC-системы, где конечным трактом являются Hi-Fi колонки. Так как селектор источников (радио, TV, DVD) находится в компьютере, то от усилителя не требуется селектор входов. Низкие цены на проф. карты + лозунги "к проф. карте нужен проф. усилитель" , вынуждают производителей выпускать продукцию "симпатичнее" и "удобнее", близкую к Hi-Fi. Среди недорогих студийных ($350~450) усилителей можно отметить Alesis RA300 и (модели схожи внешне и по характеристикам).

Два больших поканальных регулятора громкости и кнопка Power. Сзади только один стереовход, но исполненный в разных форм-факторах: RCA, TRS и XLR, с поддержкой как балансного, так и бытового уровня сигнала.

При этом есть менее привлекательные усилители вроде ART SLA-1/2, с формальным активным охлаждением, где вентилятор включается только при перегреве. По отзывам владельцев, перегрев случается крайне редко.


"домашний" студийный усилитель Behringer A500 изнутри

Забавно, в аудиофильских кругах наибольшее уважение вызывают топовые трансформаторы в студийных усилителях с пассивным охлаждением, без учета использующихся "остальных деталей" :). И конечно, отсутствие регуляторов тембров.

Так же, как и в мире Hi-Fi/Hi-End, стоимость студийных компонентов может достигать заоблачных высот.

Акустика

Прежде всего, качество звучания определяется качеством используемых динамиков и оптимальным расчетом корпуса с кроссовером + усилитель. Грамотное конструирование АС не бывает дешевым, так как требует много ресурсов на разработку. В ресурсы входят: время, парк деталей и квалифицированные инженеры. Все это стоит денег и закладывается в стоимость конечного продукта.

В секторе бюджетной акустики стараются экономить на всем, вплоть до проверки качества сборки и работоспособности АС. Нередки случаи, когда расчет фильтров был сделан под одни динамики, а в итоге устанавливаются другие динамики без какой-либо корректировки фильтров или акустического оформления корпуса. Грешат этим не только производители бюджетной активной акустики, но и известные бренды. Касаемо студийных мониторов, продающихся поштучно, а не парой, необходимо учитывать, что колонки разных партий могут различаться между собой по звуку, из-за использования динамиков разных партий.

Идеальной акустики не бывает. Любая система, любой стоимости и конструкции всегда является компромиссным решением. Удачность системы зависит лишь от умения разработчика выжать больше плюсов, чем минусов. Для разных целевых назначений компромиссы в создании АС разные. Именно здесь и кроется различие между Hi-Fi и студийной аппаратурой.

Мониторы, как несложно догадаться, предназначены для использования в студии.

Соответственно:

  • Габариты АС будут такими, чтобы с размещением АС на консоли или у стены, в студии не возникло никаких проблем. Напольные системы в студии - редкость.


Студия Deep Recording Studios, Англия, Лондон

  • Разъемы у активной акустики будут профессиональными, а не бытовыми.
  • Предполагается, что в студии будет стоять несколько пар мониторов. Это позволяет делать мониторы, заточенные под определенные задачи. Например, только в линейке с мониторами (ADAM, Dynaudio и т.д.) можно увидеть двухполосные модели с 8" вуферами, а в линейке Hi-Fi таких моделей нет, и это не случайно. Играет ли 8" вуфер лучше 6"? Ничуть, его преимущество только в более низкой граничной частоте с ухудшенной передачей в верхнем диапазоне воспроизводимой полосы частот вуфера с низкой частотой раздела для твитера. Но это не является проблемой для звукорежиссера, так как в студии есть несколько пар АС, подобранных так, чтобы каждая имела достоинства, отсутствующие у других моделей. Звукорежиссер, работая одновременно с несколькими АС, внимательно выслушивает нужные параметры трека на соответствующих мониторах. Дома нужны "универсальные" АС.


черные АС - для студии, серебристые - для дома или "домашней" студии. Аналог S2.5 для дома отсутствует.

  • Направленность звучания у мониторов уже. Это позволяет получить более четкую панораму, но слушать АС можно только в "правильном треугольнике". В то время как на Hi-Fi/Hi-End колонках направленность может быть практически круговая, обеспечивая менее точный, но зато объемный звук, и которые можно слушать с разных точек.


Так ли важно, есть ли надпись "монитор" на АС? В студии Abbey Road можно встретить акустику высокого класса, в том числе и "бытовую".

Акустические системы высокого класса можно встретить как дома, так и на студии, главное, чтобы они удовлетворяли потребностям владельца.

Какие могут быть разочарования у аудиофила, купившего "студийный Hi-End"?

Вспомните, лет десять назад, при просмотре фильма "Бриллиантовая рука", были ли у вас нарекания на цветность, четкость или контрастность записи фильма? Не было. Зато сейчас при просмотре этого фильма на мониторе или современной большой плазме, даже с лицензионного DVD сразу возникает вопрос - а не "экранная" ли это копия? Многие предпочитают смотреть такие фильмы через проектор, где такой контраст падения качества не сильно заметен.

Время идет, качество конвертеров растет, а старые записи лучше не становятся. Обычно, при переходе с встроенного звука на X-Fi, Revolution5.1, Prodigy7.1 и покупки акустики начального уровня пользователи замечают, что mp3 звучит не так хорошо, как оригинальные CD. При переходе на более качественную технику оказывается, что и CD не все качественно записаны. А в дальнейшем - что качественно записаны лишь единицы, а звукорежиссеры, в основной массе, глухие на оба уха, и все сводят под "бумбоксы", наплевав на владельцев качественной аппаратуры (шутка, но с долей правды) :)

Эту особенность необходимо учитывать и быть к этому готовым, расставляя грамотно свои приоритеты. Если в вашей фонотеке большинство записей старых лет, или любимые группы записываются в не самых лучших студиях (или в лучших, но "максимально быстро"), то при прослушивании будет слышно много недоработок. Как показывает практика - такой результат нравится не всем. Сразу начинаются рассуждения об "аналитичности" проф. карт и о "музыкальности" остальных, включая Aureal Vortex2 на стареньком sigmatel. Поэтому до того, как покупать очередной компонент системы "за много денег" или "с правильной идеологией" послушайте его заранее или берите под money back. Возможно, то, что кем-то считается "правильным и качественным" вам не подойдет.

Развитие топовых звуковых карт, то будь это проф. карта вроде E-MU1212m или мультимедийная топовая карта вроде Prodigy HD2, идет по "студийному" пути, где цель - получить сигнал, максимально близкий к оригиналу.

Объективные тесты и качество

Производители в процессе разработки дополнительно ориентируются на синтетические тесты.

В сообществе аудиофилов бытует мнение, что объективные параметры ничего не значат и не показывают. К слову, в отчете RMAA показываются результаты нескольких тестов, но помимо них, при необходимости, можно провести и дополнительные тесты на других частотах и амплитудах сигнала. Более дотошные пользователи могут сгенерировать свои тестовые сигналы в аудиоредакторах, главное, чтобы результаты были коррелированны с субъективным восприятием.

Неумение пользоваться проф. софтом, незнание многих элементарных вещей из психоакустики часто выставляет аудиофилов в дураках, которые называют вещи своими именами, путая понятия и определения, и порой, не могут доказать, что то, что они слышат, не является плодом воображения или самовнушением.

Карта, показывающая высокие характеристики, априори будет качественно играть, в то время как карта с невысокими характеристиками может играть "как угодно". Другой момент - смотреть надо не на одну характеристику или цифру, а рассматривать множество параметров в комплексе, понимая, какой параметр, на что влияет, и в какой степени.

К сожалению, не всегда в объективных тестах приводятся все параметры, а часть замеров требует специального оборудования или значительных временных затрат. Поэтому без субъективного мнения эксперта не обойтись, и не всегда его мнение должно совпасть с объективным.

Итог

Создать высококачественную систему с помощью студийных компонентов можно, но при таком подходе может пострадать "внешний вид", ухудшиться удобство управления. Касаемо мониторов - звучание может быть менее универсальным и идти вразрез с представлениями о "объемном", "живом" и т.п. звуке.

Имеет ли смысл делать домашнюю Hi-End систему на студийном оборудовании? Это должен решить каждый сам, исходя из своих задач и приоритетов. Если основной источник - PC, с отлаженными программами и пультом дистанционного управления, - удобство и функциональность могут быть на высоком уровне (даже превосходить обычные компонентные системы). При этом не стоит забывать, что PC пока не поддерживает SACD, и есть ряд проблем с DVD-Audio.

В статье рассматриваются особенности подходов к разработке аудиоаппаратуры, рассчитанной наразные слои потребителей.

Что такое Hi-Fi и High-End

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что стимулом к развитию аудиотехники было стремление максимально приблизиться к живому звучанию музыки. Поэтому, как бы не проводились тестирования звуковой аппаратуры, эталоном качества её работы всегда был живой звук. При этом именно максимально достоверное воспроизведение звука удостаивалось наивысшей оценки. Но это было в прежние времена, теперь всё не совсем так.

Появление стандарта Hi-Fi и концепции High-End . Он был разработан в 1973 г. в Германии. Суть его сводилась к тому, чтобы формализовать минимальные, потем временам, требования к параметрам аудиоаппаратуры, обеспечивающих достойное воспроизведение ею звука. Многие считают, что концепция High-End появилась позже стандарта Hi-Fi и является его развитием. Однако это не так. Дело в том, что концепция High-End зародилась гораздо раньше, примерно в 1962 году, и не имеет со стандартом Hi-Fi ничего общего.

При этом отличительная особенность концепции High-End — это то, что единственным критерием качества аппаратуры является метод экспертной оценки её звучания, независимо от её технических характеристик. Важно, что для такой оценки было достаточно мнение одного единственного человека. В начале 1960-х годов концепция High-End, безусловно, несла некоторое здравое зерно, поскольку измерительная техника тех лет была весьма далека от совершенства, да и малодоступна.

Первое время стандарт Hi-Fi, для производителей аудиоаппаратуры, был очень хорошим стимуломк развитию и совершенствованию их изделий. В течение 15-20 лет, с момента появления стандарта Hi-Fi, появилось очень много высококлассной аудиоаппаратуры. Причём многие аппараты имели схожее звучание, и вскоре рынок был ими переполнен. В итоге прибыли производителей аудиоаппаратуры уменьшились, и они начали искать маркетинговое решение, способное изменить эту ситуацию.

«Полезность» концепции High-End . Тогда они и вспомнили о концепции High-End. Ведь несмотря на технические параметры, сам по себе критерий «А вот мне очень нравится звучание этого аппарата» позволяет продавать всё, что угодно. Удачность концепции High-End ещё и в том,
что она предполагает создание эксклюзивной техники, а именно:

  • сделанной специально для вас;
  • сделанной вручную такими же любителями и ценителями музыки, как и вы.

Правда при этом потребителя никто не спрашивает, а нужны ли ему дорогущие позолоченные
ножки, литые из металла много килограммовые передние панели, и нужен или не нужен ему регулятор тембра — его просто не устанавливают и всё. При этом все эти эксклюзивные аппараты
продаются по очень завышенной цене, зато они и приносят сверхприбыль. Разумеется, покупателя, к такому повороту в развитии аудиотехники, надо было подготовить.

Т.е. объяснить покупателю, что казавшиеся ему непреложными истины на самом деле неправильны, и дело обстоит как раз наоборот. Иными словами, надо заставить покупателя поверить в несбыточную мечту, т.е. в сказку, а именно в великолепное качество звучания аппаратуры High-End, которое, конечно же, куда лучше, чем у аппаратуры Hi-Fi, которая просто скучно и правильно воспроизводит звук. И в самом деле, как эти десятки килограмм металла, светящиеся оранжевыми нитями накала и потребляющие огромную мощность, могут звучать плохо?

В целом адептов аппаратуры High-End можно разделить на такие группы:

  1. Не вполне здоровые и/или легко внушаемые люди. У них есть стремление постоянно
    улучшать свою аудиоаппаратуру, якобы, стремясь достичь совершенства. А в случае с аппаратурой Hi-Fi они попадают в тупик- «Если параметры и так лучше некуда, то что же улучшать?». Вот они и покупают High-End, основываясь на мнении других лиц, утверждающих, что да, этот аппарат очень дорогой, но зато он звучит лучше всех.
  2. Любители «самого, самого». Они покупают только самое лучшее, а оно, естественно, и самое дорогое. Дешевые вещи они не покупают в принципе. Понимать, что в аппаратуре High-End реальная стоимость изделия и продажная цена отличаются в 10 и более раз они не хотят.
  3. Ценители Hand made изделий. Т.е. всего единственного и неповторимого. Но в массовой продукции нет ничего неповторимого, вот они и покупают High-End.

Дорогая аудиоаппаратура существовала всегда, но только с появлением концепции High-End
она приобрела идеологическое, именно идеологическое, а не техническое обоснование. И идеология High-End оказалась способной удовлетворить вкусы всех трех вышеперечисленных групп покупателей:

  1. группа — для них открылась неограниченная возможность «совершенствования» аппаратуры путем замены обычных конденсаторов дорогущими аудиофильскими, обычных разъемов позолоченными, медных межблочных кабелей серебряными и т.д.
  2. группа- для них и производятся УМЗЧ с выходной мощностью 3-5 Вт и с продажной ценой в
    10-100 тыс. USD.
  3. группа-онадалацелый всплеск деловой активности в секторе производства аудиоаппаратуры, приведя к появлению сотен мелких компаний, производящих чуть ли не в гаражах невероятно тяжелые изделия с передними панелями если не из гранита, то из очень толстой стали и с более чем со скромными техническими параметрами. Таких изделий в год продается всего несколько, поэтому купивший его аудиофил, поклонник High-End, едва ли встретит такой аппарат у подобного ему «любителя музыки».

Как видим, раскрученная концепция High-End не более чем удачный маркетинговый ход. Акак он связан с качеством звучания такой аппаратуры?

Течения в концепции High-End. Вроде бы указанные выше обстоятельства должны были подтолкнуть ведущих производителей аудиоаппаратуры и электронных компонентов для неё поддержать модное течение High-End. Они просто обязаны были, следуя моде, начать производство новых компонент с «оригинальным» и «особым музыкальным» звучанием. Вполне могло бы возобновится производство германиевых транзисторов, на которых собирались High-End УМЗЧ в 1960-егоды, или «очень музыкальных» ЦАПов, впервые выпущенных в начале 1990-х.

Но этого не произошло. Все производители электронных компонентов продолжают улучшать
параметры своих изделий. При этом в своих datasheet они рекомендуют применять для аппаратуры как Hi-Fi, так и High-End, только очень хорошие компоненты. Такие компоненты стоят дорого, и это одна из причин, почему в аппаратуре High-End их применяют довольно редко.
Вроде бы сложилась противоречивая ситуация- адепты High-End ратуют за неповторимое и
высокое качество звучания, компоненты для производства таких устройств имеются.

Но вот сама аппаратура High-End, зачастую, собирается из весьма посредственных деталей, и звучит, соответственно, довольно скверно. Дело в том, что под общим названием «High- End» существует как минимум 4 в корне отличающихся друг от друга течения в среде производителей аудиоаппаратуры.

Рассмотрим их:

  1. Обеспечивают очень хорошее качество звучания, весьма натуральное и неокрашенное. Такие изделия имеют очень хорошие параметры (полоса частот, КНИ, IMD и др.). Доработка таких изделий непредусмотрена. Во имя натуральности звука функциональная оснащенность сведена к минимуму. Внешний вид достаточно строгий.
  2. Здесь главное- неповторимое качество звучания. Параметры могут быть самыми разными —
    от неплохих до просто ужасных с техническойточки зрения (например, КНИ = 3…5%, или полоса пропускания 80 Гц…16 кГц). Звучание, соответственно, может быть от хорошего до весьма специфического, чтобы не сказать очень плохого. Здесь многое будет зависеть от того, с какой аппаратурой работает такой УМЗЧ, и жанра музыки.
  3. Здесь всё так же, как и во 2 группе, но имеется прекрасный и неповторимый внешний вид
    устройства, и стоит оно, соответственно, дороже.
  4. Здесь так же всё, как и во 2 группе, но конструкция устройства предусматривает возможность замены блоков и отдельных деталей другими, более качественными. Вроде бы, как УМЗЧ- конструктор. С точки зрения комплектации аппараты 1 группы требуют применения очень хороших, современных деталей. Для 2 и 3 группы детали могут быть какими угодно, но иногда попадаются и образцытаких изделий, собранные из качественных компонент.
  5. группа предполагает использование только аудиофильских элементов. Но тут есть одна особенность: чтобы владелец в процессе апгрейда своего аппарата ощутил отличие в звучании, такой аппарат должен изначально звучать «не очень». Другой вариант — вновь приобретаемые блоки обладают специфическим звучанием, и тогда владелец такого конструктора «почувствует разницу». В современных условиях, все эти течения в
    High-End имеют право на жизнь, поскольку, при всей своей непохожести, удовлетворяют такие же непохожие запросы различных типов потребителей. Но, повторимся, безусловно, хорошие изделия относятся только к первой из перечисленных выше групп.

Несуразные идеи High-End. Одна из ценимых в среде аудиофилов, книг — это произведение Роберта Харли «Энциклопедия High-End аудио». Вот некоторые выдержки из неё:

  1. Усилители, имеющие самые низкие значения искажений, как правило, отличаются наиболее низким качеством звучания.
  2. Огромная поверхность электростатического громкоговорителя позволяет точнее воспроизвести размеры образов музыкальных инструментов.
  3. Уже сама идея измерения сигнала противоречит основным ценностям High-End.
  4. Аудиосистема вынуждена балансировать на тонкой грани между естественным разрешением и аналитичностью звучания.
  5. Попробуйте использовать сетевые фильтры, в некоторых случаях они позволяют добиться существенного улучшения, в других — нет, а иногда могут привести к снижению качества работы системы.» и т.д. и т.п.

Разумеется, такие, мягко говоря, противоречивые легенды и идеи (с технической точки зрения-
это явная чушь) вводят в заблуждение технически неграмотных и легко внушаемых людей. При полном отсутствии чётких канонов, такая искусственно созданная путаница позволяет, по ходу дела, придумывать новые понятия и нюансы и спекулировать на извечном стремлении людей к идеалу. При этом самые ярые адепты High-End полностью отвергают любой научный подход к звуку.Для них не существуют ни метрология, ни психоакустика, ни статистика.

У них есть только большая совокупность плохо понятных даже им самим «понятий» и крайне субъективное ощущение «вовлечения в музыку именно здесь и сейчас». Выполняя запросы маркетологов, такие адепты-пропогандисты High-Endизо всех сил пытаются вовлечь покупателя в свои бесконечные игры по поиску «своего» звука. Почти как шаман при плясках с бубном.

Каков он «свой звук»? Что же такое этот «свой» звук, который так настойчиво рекомендуют искать адепты и пропагандисты High-End? Возможно, в самом деле, можно найти звучание: чистое, неповторимо-выразительное, воздушное, детальное, ясное, раскрывающее целый ряд музыкальных нюансов. Но с одной оговоркой: такое звучание будет подходить только вам. При этом остальные слушатели назовут его каким-то слишком аналитичным, резковатым, скучным и бесцветным. Думаем, легко согласиться с тем, что такой вариант наличия «своего звука» крайне маловероятен.

А вот в ситуации, когда звучание понравилось и вам и большинству других слушателей, можно ли говорить о его «неповторимости»? Возможно, оно просто неискаженное, и именно поэтому понравилось и вам, и всем тем, кто ценит не окрашенность, а натуральность? Хотя всегда найдется кто-то, кому и такое звучание не понравилось. Но есть статистика: в ходе любого слепого прослушивания, лучшие оценки от слушателей получали именно аппараты с лучшими техническими характеристиками. А ведь этот факт — это просто нож в сердце адептам High-End.

Отметим, что подавляющая часть аудиоэкспертов, как и людей вообще, относится к тем, кто
имеет нормальный слух. Т.е. они отличаются способностью отличать и предпочитать более точное, близкое к оригиналу звучание, менее точному звучанию. В связи с этим хочется привести мнение известного специалиста в области звуковоспроизведения Н. Махамедзянова:

«Звукотехника- это во многом субъективная область творчества, и то, что нравится одним (на слух), может не нравиться другим в силу различных причин. Например, другой предпочтительный звуковой материал, другие условия прослушивания, предыдущий музыкальный опыт, наконец».

Нужно учитывать ещё один момент. Современная высококачественная аудиоаппаратура —
это изделие, «готовое к употреблению». Если в его работе и есть недостатки, то они не будут повторятся при прослушивании разных записей. Ведь не все аудиозаписи идеальны. Например,
на одном из аудиотреков есть навязчивое «цыканье» высоких частот (бывает такой дефект). Если
вы его уберете, посредством изменения настроек аудиокомплекса, то на другой, правильной записи, вы ощутите в её звучании потерю прозрачности и воздуха.

В последнее время среди таких «исправителей» записи часто звучат голоса, ратующие за
«теплый звук». Такие адепты High-End непонятно почему решили, что неискаженный звук «холодный» и его надо исправлять «согреванием». Вот только непонятно, как и насколько, и откуда им вообще известно, как должно быть правильно.

Подведем итоги. Если аппаратура класса Hi-Fi разрабатывается для воспроизведения исходного звукового сигнала с минимальными искажениями, то для аппаратуры High-End искажения сигнала вещь вполне допустимая, даже приветствуемая — звук же стал «теплее» и приобрел «неповторимое звучание». Поэтому при выборе любой аудиоаппаратуры, если вы предпочитаете качественного звучания, всегда надо учитывать мнение звукорежиссеров, людей очень хорошо в такой аппаратуре разбирающихся, а именно: «надо приобретать максимально точную аппаратуру».

High-end-audio — это увлечение самой музыкой и ее воспроизведением с наилучшим качеством, это воссоздание в домашних условиях слушателя музыкальной идеи композитора или исполнителя с максимальной естественностью, эмоциональностью и силой. Поскольку важна сама музыка, необходимо обеспечить максимально возможную, безукоризненную точность ее воспроизведения.

Звуковые high-end-компоненты — это уникальные образцы аппаратуры звуковоспроизведения, которые имеют лишь весьма отдаленное сходство со всеми „стереосистемами", продаваемыми в универмагах. Звуковоспроизводящие системы — это не домашние бытовые приборы вроде стиральных машин или тостеров, это средство выражения безбрежного эмоционального и интеллектуального потенциала музыки, закодированной на наших кассетах и компакт-дисках. Чем выше качество воспроизведения, тем глубже наше погружение в музыку.

Основная идея high-end"а, выраженная в high-end-annapaтype: музыка и качество ее воспроизведения превыше всего. Энтузиасты вкладывают техническое мастерство и музыкальную восприимчивость в создание компонентов, шаг за шагом приближающих нас к оригинальному музыкальному событию. High-end-аппаратуру разрабатывают при помощи слуха, конструируют вручную и используют для углубленного восприятия музыки.

Общее заблуждение среди потребителей hi-fi-товаров состоит в том, что high-end-аудио — это обязательно что-то дорогостоящее, а по сути — не более чем усовершенствованная стереоаппаратура с причудливыми функциями и ценниками, расчитанными на миллионеров. Несомненно, ее характеристики могут быть намного лучше, чем у hi-fi-аппаратуры, продаваемой в местном магазине радиотоваров, но кто может себе это позволить?.. Аппаратура high-end-аудио представляется чем-то, созданным только для тренированных, разборчивых слушателей — снобов или фанатов технических новинок, но не для среднего человека с улицы.

Нет, high-end-аудио — нечто совсем другое.

Во-первых, термин „high-end" относится к техническим характеристикам изделия, но не к его цене. Многие настоящие high-end-системы не дороже, а зачастую и дешевле, чем продаваемые в магазинах музыкальные центры, сконструированные по принципу „все в одном". Я прослушал множество недорогих, легко вписывающихся в бюджет среднего потребителя систем, в которых воплощена самая сущность высококачественного воспроизведения музыки. Хотя многие компоненты high-end-систем могут стоить дорого, это не означает, что для приобретения высококачественной аппаратуры вы должны брать кредит в банке. Системы с великолепным звучанием иногда бывают значительно дешевле, чем можно себе представить.

Во-вторых, звуковая high-end-аппаратура служит для передачи музыкального переживания, и не нуждается в дополнительных усложнениях, затрудняющих ее использование. Фактически, high-end-системы значительно проще в эксплуатации, чем бытовые системы среднего качества. Этика проектирования аппаратуры класса high-end заключается в отказе от бесполезных функций и вложении сэкономленных средств в совершенствование качества звучания. Эта аппаратура — для поклонников музыки, а не для любителей электронных эффектов.

В-третьих, любой, кто увлекается музыкой, может сразу оценить значение высококачественного воспроизведения звука. Не нужно иметь абсолютный слух, чтобы определить, какое звучание лучше. Разница между хорошим и посредственным воспроизведением музыки ощущается сразу. Обычная реакция любого, кто впервые слушает истинные high-end-системы — радость и удивление, а это доказывает, что high-end-аудио может оценить каждый. Если вы любите музыку, то благодаря high-end-системе получите от нее еще большее удовольствие. Это так просто!..

В заключение, нужно отметить, что целью high-end-аудио является эффект „исчезновения" аппаратуры. Когда это происходит, достигается высочайшая степень взаимопонимания музыканта и слушателя. По большому счету, high-end-аудио скорее относится к музыке, чем к аппаратуре.

Кредо high-end"а состоит в следующем: чем меньше сигнал обрабатывается, тем лучше. Любая электронная схема, провод, регулятор тембра или переключатель искажают сигнал, а следовательно, и музыкальное восприятие. Вот почему вы не найдете в high-end-аппаратуре графических эквалайзеров, „расширителей стереоэффекта", „синтезаторов субгармоник" и других хитроумных приспособлений. Эти устройства не только уводят от музыкальной реальности, — они добавляют к тракту передачи сигнала ненужные схемы. Минимизируя количество электроники между вами и музыкантами, high-end-аппаратура может максимально усилить непосредственность музыкального восприятия. Здесь „меньше" означает „больше".

Представьте, что вы стоите на краю Большого Каньона, ошеломленные его великолепием. Вы испытываете не только бездонность этого гигантского ущелья, уходящего глубоко под землю, но и видите все мельчайшие подробности рельефа, яркие и живые. Вы можете различать тонкие градации оттенков в наслоениях горных пород — нюансы красного хорошо заметны. Тонкие детали громадных образований становятся более отчетливыми, стоит только вглядеться в них, и это углубляет ваши ощущения. Контраст света и тени выделяет бесконечность лабиринта трещин и расселин. Чем дольше и пристальнее вы смотрите, тем больше замечаете. Изобилие ощущений удерживает вас на краю обрыва в благоговейном трепете перед непостижимой красотой природы.

Теперь вообразите себя рассматривающими Большой Каньон через окно, сделанное из многослойного стекла, каждый слой которого снижает отчетливость изображения. Первый слой немного дымчатый, он приглушает яркие тона и исключает тонкие различия между оттенками цветов. Тонкая гранулированная структура следующего слоя уменьшает вашу способность созерцать подробности каменного рельефа. Еще один слой снижает контрастность света и тени, превращая необъятность глубины и ширины Каньона в плоскую картину. В довершение, оконная рама ограничивает ваше поле зрения и окончательно уничтожает образ Каньона. Вместо непосредственного и прямого ощущения того, что вы стоите на краю Большого Каньона, перед вами предстает серый, ненатуральный и, в сущности, мертвый пейзаж. Такое можно увидеть и по телевидению, особенно, если „картинка" неважная...

Прослушивание музыки на посредственной звуковой аппаратуре похоже на осмотр Большого Каньона через многослойное стекло. Каждое устройство в тракте воспроизведения — CD-плейер, предусилитель, усилитель мощности, громкоговорители и кабели, которые их соединяют, некоторым образом искажают проходящий через них сигнал. Один компонент может придавать грубый, зернистый характер фактурам инструментов, другой — снижать динамические контрасты между громкими и тихими пассажами, искажая замысел композитора или экспрессию исполнителя. Такая система „набрасывает плотную, темную пелену" поверх музыки, уничтожая ее тонкие тональные оттенки и делая тембры всех инструментов неразличимыми. В довершение ко всему, „оконная рама", роль которой играют электронные и механические узлы системы воспроизведения, сжимают пространство, созданное художественным замыслом музыкантов.

High-end-аудио стремится убрать из системы как можно больше „слоев стекла", а те, что останутся, сделать максимально прозрачными. Чем меньше „слоев" и чем слабее каждый из них воздействует на проходящую через него информацию, тем ближе мы подходим к непосредственному восприятию, тем теснее наш контакт с музыкальным произведением.

Почему high-end-компоненты являются более прозрачными „окнами" в мир музыки, чем массовые „стереосистемы"? Они разработаны для того, чтобы хорошо звучать, — в идеале, подобно „живой" музыке, а не для достижения „хороших" оценок в соответствии с некоторыми произвольными техническими критериями. Настоящий разработчик high-end-аппаратуры „прислушивается" к компоненту в процессе его проектирования, изменяя детали и пробуя различные методы получения максимально естественного звучания. Он использует как свои технические навыки, так и музыкальную восприимчивость, создавая изделие, наилучшим образом способствующее восприятию музыки. Эта самоотверженность часто становится манией, заставляющей тратить многие сотни часов на прослушивание и кропотливый анализ каждого фактора, влияющего на звук. Часто в аппарате используют более дорогие детали, чтобы улучшить звучание, сохраняя розничную цену изделия неизменной. Почему? Потому что истинный разработчик high-end-аппаратуры прежде всего увлечен музыкой и проблемами ее воспроизведения.

Напротив, массовые аудиокомпоненты часто разрабатывают в расчете на то, чтобы они хорошо выглядели „на бумаге" — в таблице технических параметров, — иногда жертвуя качеством звука. Хороший пример этого: „THD-войны" 19"70-х и 80-х годов. THD — это Total Harmonic Distortion (полный коэффициент гармонических искажений), технический параметр, широко используемый необразованными потребителями в качестве критерия качества усилителя. Если вы тоже так поступали, то не огорчайтесь. До того, как мне удалось больше узнать о звуке, я тоже принимал в расчет значения THD. Считалось, что чем они ниже, тем лучше усилитель. Это побуждало гигантов электронной промышленности выпускать аппаратуру с предельно низкими значениями THD. Развернулось соревнование за то, чья аппаратура имеет наибольшее количество нулей после запятой в коэффициенте гармоник (например, 0,001%).

Многие покупают приемники или усилители, ориентируясь исключительно на этот технический параметр. Хотя низкий THD — достойная цель разработки, существо вопроса заключается в том, за счет чего были получены такие чрезвычайно низкие значения искажений. Для снижения искажений в усилителях используют „обратную связь" — это означает, что часть выходного сигнала подается обратно на вход усилителя. Большие значения сигнала обратной связи уменьшают THD, но создают различные другие проблемы, которые плохо влияют на качество звучания усилителя. Заботило ли гигантов электронной промышленности то, что увеличение глубины отрицательной обратной связи для снижения THD ухудшает звучание их аппаратуры? Ни в малейшей степени! Единственное, что их волновало — производство предмета потребления, который можно продавать в больших количествах. Они поступались музыкальным качеством ради малосущественных технических параметров, преподносимых публике как очень важные. Покупатели, выбирающие компоненты на основе таблицы технических параметров, а не по результатам прослушивания, приобретали в итоге системы с посредственным звуком. Любопытно, что усилители, имеющие самые маленькие значения THD, как правило, отличаются наиболее низким качеством звучания.

Этот пример иллюстрирует существенную разницу между взглядами фирм-изготовителей массовой продукции и high-end-компаний на то, какими должны быть аудиокомпоненты. Фирмы, производящие high-end-аппаратуру, заботятся больше о том, как звучит их продукция, нежели о параметрах, какие она показывает на испытательном стенде. Они знают, что их аудитория музыкально восприимчивых слушателей будет делать покупки, учитывая качество звука и не обращая внимания на технические параметры.

High-end-аппаратура не только разрабатывается с помощью слуха, но и часто вручную изготавливается высококвалифицированными мастерами, гордящимися своей работой. Сборщики часто сами являются аудиофилами. Они изготавливают аппаратуру с такой тщательностью, словно делают ее для себя лично. Такое дотошное внимание к мелочам дает в результате более высокое качество разработки и изготовления. Особая тщательность разработки способствует не только улучшению звука изделия, но и увеличивает надежность аппаратуры. Более того, красивые, выполненные вручную компоненты могут возбудить в их обладателях гордость, которой производителям массовых изделий нечего противопоставить.

High-end-системы часто обеспечиваются лучшим сервисом, чем mid-fi-изделия. Поскольку фирмы-изготовители high-end-аппаратуры больше заботятся о своей продукции и клиентах, они обычно предлагают более длительный гарантийный срок, более либеральную политику замены деталей и лучшее обслуживание. Для фирм-изготовителей нет ничего необычного в том, чтобы бесплатно починить изделие по истечении гарантийного срока. Это не означает, что вы должны рассчитывать именно на такое отношение, но подобное иногда случается только с high-end-аппаратурой и совершенно немыслимо с массовой продукцией. High-end-компании по-настоящему заботятся о своих клиентах.

Эти качества присущи и тем, кто занимается розничной торговлей. Дилер high-end-аппаратуры разделяет страсть к высококачественному воспроизведению музыки и обязательствам в обслуживании клиентов. Если вам доводилось приобретать звуковую аппаратуру в обычной торговой сети, то вы будете приятно удивлены, посетив high-end-магазин. Вместо того, чтобы любой ценой побудить вас купить первую попавшуюся аппаратуру, добросовестный дилер high-end"а будет стремиться собрать систему, которая позволит вам наслаждаться музыкой в течение длительного времени. Такой дилер поставит ваше музыкальное удовлетворение выше показателя месячной выручки.

Наконец, большая часть high-end-аппаратуры разработана и изготовлена в США американскими же компаниями. Фактически, аудиокомпоненты американского производства высоко ценят во всем мире. Более 40% американской high-end-продукции экспортируется в другие государства, особенно, на Дальний Восток. И это при том, что цена high-end-аппаратуры за границей почти вдвое выше, чем в США — из-за расходов на транспортировку, ввозных пошлин и наценок импортеров. Интерес к американским high-end-товарам за границей удивителен еще и в силу популярного заблуждения американцев в том, что лучшая аудиоаппаратура — японского производства.

High-end-аппаратура существенно отличается от изделий массового производства. По своей концепции, цели, разработке, конструкции, маркетингу и тому, как они используются, компоненты high-end-аппаратуры очень не похожи на своих mid-fi-собратьев.

Что более всего отличает high-end-аппаратуру от массовой продукции, так это заботливое отношение разработчика к музыке. Он создает не товары массового спроса, а инструменты, высочайшее качество которых позволит его клиентам глубже воспринимать музыку. Компоненты high-end-системы — это вещественное доказательство глубоко прочувствованного интереса к тому, насколько хорошо воспроизводится музыка и, более того, насколько она приятна слушателям.

Разработчик аппаратуры high-end-класса создает изделия, которые он сам хотел бы слушать. Поскольку он заботится о музыке, для него имеет существенное значение, получает ли удовольствие от музыки неизвестный слушатель. Чем больше слушатель вовлечен в музыку, тем лучше разработчик выполнил свою работу.

Один мой знакомый, проектировщик цифровых процессоров — живое воплощение этих качеств. В каком-то из узлов своего нового процессора он использовал резистор экстра-класса, который стоит $1, а не несколько центов, как большинство других резисторов. В тот момент, когда надо было передавать разработку в производство, он еще раз тщательнейшим образом проверил, возможны ли еще какие-нибудь усовершенствования, способствующие повышению качества звука. Шутки ради, проектировщик применил в схеме совсем уж экзотический резистор за $10 вместо 1-долларового. Он был удивлен тем, насколько лучше зазвучало изделие после этой замены, и не захотел, чтобы начались поставки процессора в варианте с резистором за $1. Компания выпустила аппарат с деталью за $10, хотя розничная цена уже была установлена с учетом использования однодолларовых резисторов. Конструкторы high-end-аппаратуры стараются любыми путями улучшить качество, вместо того, чтобы подчинить технологию единственной цели — уменьшению стоимости.

Для high-end-разработчика проектирование электроники или механики — не просто техническая деятельность, это проявление любви и преданности. Каждый аспект работы изделия — как технический, так и музыкальный, проверяется способом, который удивил бы тех, кому непривычен такой подход. Этика воспроизведения музыки является самой сутью бытия разработчика high-end-аппаратуры; это работа, в которой он выражает себя каждодневно. И как результат: вовлеченность слушателя в музыку намного более мощная и интимная, чем в случае, когда разработкой занимаются без этой самоотверженности.

Что такое high-end-аппаратура? Что такое high-end-звук? Это когда забываешь о системе воспроизведения, когда в комнате прослушивания ее место словно бы занимает исполнитель. Это когда вы ощущаете, что композитор или исполнитель, говорят с вами сквозь годы и расстояния. Это ощущение необычайного подъема во время музыкальных кульминаций. Это непередаваемые „американские горки" эмоций, которые композитор каким-то волшебным способом сумел закодировать в комбинации звуков. Это исчезновение материального мира, когда остаются только ваше сознание и — музыка...

Вот что такое high-end-аудио.

По материалам книги «Энциклопедия High-End Audio»
Автор Роберт Харли